1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инфознайка» относится к программам социально-педагогической направленности и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021г.); 2. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ (с изм. и доп. от 03.07.2020 г.); 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. от 30 сентября 2020г). 5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573); 6. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением 2 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26; 7. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16 (зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824) (с изм. от 02.12.2020г.); 8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»; 9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 10. Устав МАОУ «Белоярская СОШ №1». 11. Положение о деятельности центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Реализация программы предполагает освоение стартового уровня. 3 Направленность программы Дополнительная общеразвивающая программа «Инфознайка» является программой технической направленности. Программа разработана для обучающихся 3-их классов и рассчитана на ознакомительный уровень освоения. Вид программы профильный, состав группы постоянный. Актуальность и педагогическая целесообразность программы В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс. На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам. Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни. Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. 4 Адресат программы Программа рассчитана на детей от 9 до 10 лет. Срок реализации программы – 3 месяца. Программа является краткосрочной и реализуется в течение одной лагерной смены, построена с учетом возрастных особенностей индивидуальных способностей детей. В основе деятельности – принцип гармоничного сочетания компьютерного и другого прикладного образования, а также комплекса спортивных, творческих и культурных мероприятий. Программа предназначена для детей 3 классов. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация. На обучение по программе принимаются все желающие. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (один час – 30 минут), с установленными перерывами. Объём и срок реализации программы Программа рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится 2 часа в неделю, т.е. 24 часа в год. Основные формы занятий: очная, групповая и коллективная (игровая деятельность). Перечень форм обучения: на занятиях используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы 5 (фронтальная беседа, работа за ПК индивидуально и попарно, демонстрация презентации всей группе). Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: анкетирование, тестирование, написание и иллюстрирование статей (WORD), редактирование текстов, создание презентаций POWER POINT, конкурсы работ учащихся, презентации и т.д. Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях - игра «Умники и умницы», игра по станциям «Веселая информатика», игра «Открытие видов информации», «Путешествие в страну Зазеркалье», «Юные информатики». 1.2 Цели и задачи общеобразовательной программы Цель программы: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности). Задачи программы: Образовательные задачи: формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс); познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности; дать школьникам представление о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства; 6 дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; научить учащихся работать с программами WORD, POWER POINT. Развивающие задачи: развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий; развивать творческие способности путем создания собственных мини-проектов; Воспитательные задачи: воспитать критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями. 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план (24 часа) № Наименование разделов и тем Общее количе ство часов и 6 Теория (ч) Практика (ч) 3.5 3.5 1. Аппаратное программное обеспечение компьютера 1.1 Вводное занятие. 1 Правила поведения в компьютерном классе. 1 - 1.2 История возникновения компьютера. 0.5 0.5 1 7 Формы аттестации контроля Тестирование и Основные компоненты компьютера. 1.3 Понятие и назначение 2 курсора. Управление мышью. 0.5 1.5 Практическая работа Клавиатура. 1.4 Создание и 1 сохранение папок и файлов. Копирование, переименование, перемещение и удаление файла (папки). 0.5 1.5 Практическая работа 1.5 Действия информацией. с 1 1 - Тестирование 2. Технология работы с 9 текстовой информацией (текстовый редактор MS Word) 1 8 2.1 Знакомство с 1 текстовым редактором MS Word. - 1 2.2 Текстовый редактор: 2 ввод данных и работа с документом. - 2 Практическая работа Творческое задание Правила текста. набора 2.4 Редактирование. 1 - 1 2.5 Форматирование. 1 - 1 2.7 Добавление 1 изображений в текстовый документ. - 1 Практическая работа 2.8 Работа с фигурами. - 1 Практическая работа 1 8 2.9 Вставка таблиц в 1 документы, их редактирование. - 1 Практическая работа 2.1 0 Творческие работы по 1 выбору. - 1 Творческое задание 4. Создание презентаций Power Point 1 8 9 MS 4.1 Знакомство с 1 программой MS Power Point 0.5 0.5 4.2 Создание слайдов 1 - 1 Практическая работа 4.3 Оформление слайдов 1 0.5 0.5 Творческая работа 4.4 Добавление текста 1 - 1 Практическая работа 4.5 Добавление изображения 1 - 1 Практическая работа 4.6 Добавление звуковой 1 информации - 1 Практическая работа 4.9 Создание презентации 1 по заданной теме. - 1 Творческая работа 6 Итоговое игры - 2 Итоговое занятие Итого занятие, 2 24 Содержание учебного (тематического) плана 1.Аппаратное и программное обеспечение компьютера Теория. Вводное занятие. Правила поведения в компьютерном классе. История возникновения компьютера. Основные компоненты компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура. Создание и 9 сохранение папок и файлов. Копирование, переименование, перемещение и удаление файла (папки). Действия с информацией. Практика. История возникновения компьютера. Основные компоненты компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура. Создание и сохранение папок и файлов. Копирование, переименование, перемещение и удаление файла (папки). 2.Технология работы с текстовой информацией (текстовый редактор MS Word) Теория: Работа с текстовой информацией на компьютере. Практика: Знакомство с текстовым редактором MS Word. Текстовый редактор: ввод данных и работа с документом. Правила набора текста. Редактирование. Форматирование. Форматирование абзацев. Вставление изображения в текстовый документ. Работа с фигурами. Вставка таблиц в документы, их редактирование. Творческие работы по выбору. Технологии работы с числовой информацией. 3. Создание презентаций MS Power Point Теория: Знакомство с программой MS Power Point. Оформление слайдов. Практика: Знакомство с программой MS Power Point. Создание слайдов. Оформление слайдов. Добавление текста. Добавление изображения. Добавление звуковой информации. Добавление анимации. Создание презентации по заданной теме. 1.4 Планируемые результаты Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; 10 формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Личностные результаты: К личностным результатам освоения информационно- коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; миром начало профессионального самоопределения, ознакомление с профессий, связанных с информационно-коммуникационными средств информационно-коммуникационных технологиями. Предметные результаты: использование технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. моделирование – преобразование объекта по его характеристике; установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений. Требования к уровню освоения содержания дисциплины должны знать: правила техники безопасности; основные устройства ПК; 11 правила работы за компьютером; виды информации и действия с ней; назначение и возможности графического редактора PAINT; возможности текстового редактора WORD; назначение и работу программы Power Point; должны уметь: соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности; включить, выключить компьютер; работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы); свободно набирать информацию на русском и английском регистре; запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу. работать с программами Word, Paint, , Power Point,; создавать презентацию, используя все возможности Power Point; работать в сети Интернет, находить нужную информацию; пользоваться почтой; составлять и защищать творческие мини-проекты. 2. Организационно-педагогические условия реализации программы 2.1 Материально-техническое обеспечение ноутбуки , компьютер, цифровая панель, 2.2 Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования – Вахрушева Мария Андреевна 2.3 Формы аттестации и контроля 12 Сегодня, в условиях личностного ориентированного обучения, все чаще происходят: смещении е акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что знает и умеет по данной теме; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На занятиях в качестве портфолио выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года. На занятиях используется такая форма контроля, как оценка и защита разработанных проектов, а также участие в конкурсах проектов. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или практических заданий. 2.4 Методические материалы В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, деятельностный. В процессе обучения используются следующие технологии: личностно-ориентированные; коммуникативные; информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие; игровые. Для проведения занятий используются презентации и видео-уроки: http://festival.1september.ru/articles/598555/ http://pedsovet.su/load/15-1-0-2117 http://pedsovet.su/load/15-1-0-2117 http://zvonoknaurok.ru/load/didakticheskij_material_k_urokam/nachalnye_klassy/ 80 13 Список литературы для педагога 1. Н.В. Матвеева,Е.Н. Челак Информатика и ИКТ.- М: Бином. – 2. Рабочие тетради в 2-х частях «Информатика и ИКТ». Н.В. 2009. Матвеева,Е.Н. Челак. М.: Бином. – 2009. 3. Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ» 4 класс. Н.В. Матвеева,Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: Бином, 2010. Список литературы для детей 1. Амелицкий Н.Н. Забавная арифметика.-М.: Наука, 1992. 2. Духнякова В.Л., Мылова И.Б. Информатика в младших классах. Л.:Институт усовершенствования учителей, 1992. 3. Синицина Е. Умные слова. Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. — М.: Лист, 1997. 4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. 14