ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Ф.И.О. составителя Привалова Надежда Петровна Учреждение МАОУ «Белоярская СОШ №1» Наименование программы Ораторское искусство Объединение ДЮЦ Тип программы дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Направленность Социально-гуманитарная Образовательная область Вид программы Ораторское мастерство и искусство публичного выступления модифицированная Возраст учащихся 9-10 лет Срок обучения 1 год Объем часов по годам обучения 68 часа Уровень освоения программы общекультурный (базовый, ознакомительный) развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. 2022 г. Цель программы С какого года реализуется программа Содержание 1. Основные характеристики 1.1.Пояснительная записка 1.2.Цели и задачи программы 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты 2. Организационно-педагогические условия 2.1.Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.1.Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы Основные характеристики 1.1 Пояснительная записка Направленность (профиль) программы-социально-гуманитарная. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет ораторское искусство. Ораторское искусство важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Являясь курсом гуманитарного цикла, «ораторское искусство» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. «Ораторское искусство» восполняет очень важную область школьного образования, когда многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому «ораторское искусство как инновационный, практико-ориентированный курс помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. Актуальность программы - отношение к слову есть показатель культуры каждого человека и общества в целом. Сегодня в нашей стране особенно остро встала проблема разрушения речевой культуры и культуры общественной жизни, когда через информационные каналы интернета хлынул поток иностранных слов и чуждых идей. Широко распространившаяся в информационном пространстве небрежная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь убивает всё накопленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. В настоящее время чрезвычайно остро стоит противоречие между глубоким погружением подростков в информационную среду сетевых сообществ и неготовностью взрослых педагогически грамотно использовать это явление как средство интеллектуального и духовного развития школьников. Педагогам и родителям надо учитывать возможность негативного влияния языковых деформаций на личностное развитие современных детей и использовать влияние сетевого общения и массовых мероприятий для включения образцов речевой культуры в жизнедеятельность, отвечающую интересам этого возраста. Нормативная база 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021г.); 2. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ (с изм. и доп. от 03.07.2020 г.); 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. от 30 сентября 2020г). 5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573); 6. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26; 7. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16 (зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824) (с изм. от 02.12.2020г.); 8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»; 9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 10. Устав МАОУ «Белоярская СОШ №1». Отличительная особенность и новизна данной программы состоит в том, что обучение детей ораторскому мастерству не ограничивается, как это часто принято, только освоением техники речи, а является средством формирования личностной позиции ребёнка, как общественника и организатора. Развитие культуры общения и взаимодействия членов детских общественных объединений направлено на разрешение проблем в коммуникативной деятельности, на снятие многочисленных комплексов в поведении. В содержание программы заложено единство развития речи, движения и риторики, как основы речевой культуры. Такое построение программы является универсальным средством эмоционального и духовного развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующим внутренний мир человека. Данная программа не ставит перед собой задачи профессиональной подготовки артистов, чтецов, дикторов, политиков, а направлена на гармоничное развитие личности и устойчивой любви к родной речи. Спецификой данного предмета также является его преимущественно практическая направленность, связанная с упражнениями для комплексного освоения речи, для совершенствования индивидуальных способностей каждого активиста в общественной работе. И здесь многое зависит от увлеченности самого педагога, как условия творческого, глубокого овладения материалом воспитанниками. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и культуры воспитанников. Программа ораторского искусства позволяет учащимся получить не только полезные знания, но на практике отработать все приемы, способствующие развитию грамотной, красивой, смелой речи, развитию навыков выступления перед аудиторией. Практическая значимость изучаемой программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. Художественная деятельность - наиболее эмоциональная сфера деятельности детей. Ораторское искусство направлено развивать творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Уровень программы - базовый Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Адресат программы - данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников 9- 10 лет. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Режим занятий: продолжительность одного занятия – академический час (45 минут), общее количество часов в неделю – 2 часа, занятия проводятся по вторникам и четвергам. Объём и срок освоения программы: общее количество учебных часов – 68 ч; срок освоения программы – 1 учебный год. Особенности организации образовательного процесса. Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2) Основные формы проведения занятий: беседы, участие в конкурсах чтецов, участие в общешкольных мероприятиях (концерты, конкурсы, праздники). Основные виды занятий – индивидуальные и групповые задания, межгрупповой обмен результатами ораторской деятельности. Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы. Прямыми критериями оценки результатов реализации данной учебной программы являются выступления детей, как местные (на базе школы), так и районные. Косвенными критериями служат: создание коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге - возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах ораторского искусства, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нём. 1.2.Цель и задачи программы: развитие коммуникативных умений, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Задачи программы: Образовательные: -обучение эффективному (результативному) общению; - обучение умелой, искусной, эффективной речи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Развивающие: -развивать коммуникативно-риторические умения и навыки; -развивать творческие способности детей на основе личностноориентированного подхода; - развивать коммуникативные способности подростков через ораторское искусство. Воспитательные: - привить любовь к ораторскому искусству. 1.3.Содержание общеразвивающей программы. Учебный план. ОБЩЕНИЕ(36часов) Значение речи в жизни человека, общества(8часа) Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды общения. Речь как средство воздействия на мысли и чувства (10 часов) Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Виды речевой деятельности (20часов) Устная речь. Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.) Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.) Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ(32часов). Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Вывеска как информационный текст. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. 1.4 Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: – соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; – реализовывать простое высказывание на заданную тему; – ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; – самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; – учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; – делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса. - использование речи для регуляции своего действия; - адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; - умение ставить и формулировать проблемы; - навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные УУД: - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - обращаться за помощью; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться и приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные результаты: – осознавать роль речи в жизни людей; – оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; – объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). Предметные результаты: Учащиеся получат возможность научиться: – различать устное и письменное общение; – различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; – уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи; – анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения; – продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения; – распознавать и вести этикетный диалог; – отличать текст от набора предложений, записанных как текст; – находить по абзацным отступам смысловые части текста; – выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; – осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; – выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; – сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; – оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения. Предполагаемый результат: одним из результатов обучения ораторскому искусству является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. 2. Организационно-педагогические условия 2.1Календарный учебный график № Раздел п/п I. Общение 1. Значение речи в человека, общества 2. Количество часов Всего Теоретическ Практически ие занятия е занятия 36 16 20 жизни 8 4 4 Виды общения. Речь как средство воздействия на мысли и чувства 8 2 6 Виды речевой деятельности 20 10 10 3. II. Текст.Речевые жанры 32 16 16 Итого 68 17 17 2.2 Условия реализации программы Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровье сберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей. Личностное общение педагога с ребенком. Наличие специально оборудованного кабинета. Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника); Атрибуты, наглядные пособия. Методические материалы · игровой; · демонстрационный (метод показа); · метод творческого взаимодействия; · метод наблюдения и подражания; · метод упражнений; · метод внутреннего слушания. 2.3 Формы аттестации /контроля В основу изучения курса неурочной деятельности положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Динамика развития учащихся фиксируется учителем (внутренняя система оценки) на основе диагностик по АсмоловуА.Г. (методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки) Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя) ; текущий: -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения. Формы и содержание итоговой аттестации: -публичные выступления ребёнка; -участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; -иллюстрирование, выразительное чтение; -сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д. -решение риторических задач; -знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время). Оценка результата усвоения программы оценивается по 3-х уровневой системе: 0 баллов – навык не сформирован 1 балл – навык сформирован частично 2 балла – навык сформирован полностью 3. Список литературы. Литература для учителя 1. Т.А.Ладыженская «Уроки риторики в школе» Книга для учителя.М.: Баласс, 2010 г. 2. Т.А Ладыженская и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1класс. Методические рекомендации. Изд. 2-е, перераб, М.: «Баласс», 2010г. 3. Авторская программа: Детская риторика. Т.А. Ладыженская. Москва, БАЛАСС, 2009г. 4. Д.В.Григорьев Внеурочная деятельность школьников. [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2010г. (стандарты второго поколения) 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010г. (стандарты второго поколения) 6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение (стандарты второго поколения) Литература для учащихся и родителей 1.Т.Л.Мишакина, В.Г.Ермолаева «Тренажёр по развитию речи в начальной школе. Учимся понимать пословицы» Ювента, 2008 г. 2.И.Ш.Шарова «Развиваем речь, или маленький оратор» Школа развития, Феникс, 2008г.