1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Пояснительная записка 1.1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы робототехники» относится к программам технической направленности и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021г.); 2. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ (с изм. и доп. от 03.07.2020 г.); 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. от 30 сентября 2020г). 5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573); 6. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих основным образовательную общеобразовательным деятельность программам по для адаптированным обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26; 7. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16 (зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824) (с изм. от 02.12.2020г.); 8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»; 9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 10. Устав МАОУ «Белоярская СОШ №1». 11. Положение о деятельности центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Реализация программы предполагает освоение стартового уровня. 1.2 Направленность: техническая 1.3 Актуальность программы: В настоящее время автоматизация достигла такого уровня, при котором технические объекты выполняют не только функции по обработке материальных предметов, но и начинают выполнять обслуживание и планирование. Человекоподобные роботы уже выполняют функции секретарей и гидов. Робототехника уже выделена в отдельную отрасль. Робототехника - это проектирование, конструирование и программирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому курсы робототехники и компьютерного программирования необходимо вводить в образовательные учреждения. На занятиях по робототехнике осуществляется работа с конструкторами серии FischerTechnik. Курс «Основы робототехники» позволяет дать детям и подросткам необходимый уровень технической грамотности, а также с самого юного возраста окунуться в ту деятельность, которая обычно доступна людям только после окончания школы или даже университета. Работа с образовательными конструкторами FischerTechnik позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания: математика, физика, технология. Широкий функционал и множество специфических деталей конструктора FischerTechnik позволяют создавать не только развлекательные и образовательные проекты, но и прототипы реальных сложных устройств. 1.4 Адресат программы: Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста. 1.5 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 11 лет. Группа формируется из 10-ти человек. Срок реализации программы составляет 3 месяца. Режим занятий: 2 раза в неделю по 40 минут, что соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. 1.6 Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 24 часов. Срок освоения программы - 3 месяца. 1.7 Особенности организации образовательного процесса: Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении ориентированная технология занятий обучения, применяется личностно- в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод обучения. На занятиях кружка «Основы робототехники» используются в процессе обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых является обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Занятия по программе формируют специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат. Конструктор FischerTechnik позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. 1.8 Цели и задачи программы Цели: 1. Организация занятости школьников во внеурочное время; 2. Всестороннее развитие личности обучающегося: a. развитие навыков конструирования; b. развитие логического мышления; c. мотивация к изучению наук естественно-научного цикла: окружающего мира, информатики (программирование автоматизированные системы управления) и математики. и 3. Приобщение детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через техническое творчество; 4. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению. Задачи: Образовательные: 1. Ознакомить с основными принципами механики; 2. ознакомить с основами программирования в компьютерной среде моделирования ROBO Pro Light; 3. сформировать умение работать по предложенным инструкциям; 4. сформировать умение творчески подходить к решению задачи; 5. обогащать запас обучающихся научными понятиями и законами; 6. способствовать формированию мировоззрения; 7. способствовать формированию функциональной грамотности. Развивающие: 1. Развивать эмоциональную сферу ребенка, моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, пространственное воображение, творческие способности; 2. Развивать умение довести решение задачи до работающей модели; 3. Развивать умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений Воспитательные: 1. Формировать коммуникативную компетенции; 2. Формировать культуру общения в группе; и общекультурную 3. Формировать умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. 1.9 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план (24 часа) № Наименование Общее разделов и тем количество Теория (ч) Практика (ч) часов 1 Введение. Техника безопасности. Формы аттестации и контроля 1 1 0 Опрос 1 0 1 Практическое Роботы вокруг нас. 2 3 Знакомство с оборудованием конструктора: электронные компоненты, соединительные и конструкционные элементы. Знакомство задание с 1 программой Pro Light. Команды, палитры инструментов. 0 1 Практическое задание 4 Использование 1 0 1 панели Практическое задание инструментов. Создаем программу. Карусель – сборка 5 2 0 2 Практическое задание 6 Карусель – программирование, запуск 1 0 1 задание Светофор - сборка 7 Практическое 2 0 2 Практическое задание 8 Светофор – программирование, запуск 1 0 1 задание Маяк - сборка 9 Практическое 2 0 2 Практическое задание 10 11 Маяк – программирование, запуск 1 Холодильник сборка 2 0 1 Практическое задание 0 2 Практическое задание 12 Холодильник – программирование, 1 0 1 Практическое запуск 13 задание Стиральная машина - сборка 3 0 3 Практическое задание 14 15 Стиральная машина – программирование, 1 запуск 0 Сушилка для рук сборка 0 2 1 Практическое задание 2 Практическое задание 16 Сушилка для рук – программирование, запуск 1 0 1 задание Итоговое занятие. 23 Практическое 1 1 0 24 2 22 Опрос Итого: Содержание учебного (тематического) плана Теория: Введение. Техника безопасности. Роботы вокруг нас. Знакомство с оборудованием конструктора ROBO LT: электронные компоненты, соединительные и конструкционные элементы. Практика: Управление Контроллер ROBO L. Источник питания. Если что-то не работает. Подключение NXT. Команды, палитры инструментов. Использование панели инструментов. Создаем программу. Сборка и программирование роботов: «Светофор», «Маяк», Холодильник», «Стиральная машина», «Сушилка для рук», «Шлагбаум», «Робот автомобиль». 1.10 Планируемые результаты В процессе реализации дополнительной программы, обучающиеся получают определенный объем знаний, приобретают специальные умения и навыки, происходит воспитание и развитие личности. Личностные результаты: проявляет такие коммуникативными качествами как готовность к сотрудничеству и взаимопомощи и умение к созидательной коллективной деятельности; проявляет трудолюбие, ответственность по отношению к осуществляемой деятельности; проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей. Метапредметные результаты: умеет организовать рабочее место и содержит конструктор в порядке, соблюдает технику безопасности; умеет работать с различными источниками информации; умеет самостоятельно определять цель и планировать пути ее достижения; проявляет гибкость мышления, способность осмысливать и оценивать выполненную работу, анализировать причины успехов и неудач, обобщать; умеет проявлять рационализаторский подход и нестандартное мышление при выполнении работы, аккуратность; умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; проявляет настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности. Предметные результаты: знает основную элементную базу (светодиоды, кнопки и переключатели, резисторы, конденсаторы.) знает конструкторе, виды принципы подвижных работы и неподвижных простейших соединений механизмов, в видов механических передач; умеет использовать простейшие регуляторы для управления роботом; владеет основами программирования в компьютерной среде моделирования ROBO PRO LITE; понимает принципы устройства робота; умеет собрать базовые модели роботов и усовершенствовать их для выполнения конкретного задания; умеет демонстрировать технические возможности роботов. 2. Организационно-педагогические условия реализации программы 2.1 Материально-техническое обеспечение ● ноутбуки, ● компьютер, ● цифровая панель; ● конструктор FischerTechnik; ● компьютерная среда ROBO PRO LITE. 2.2 Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования – Вахрушева Мария Андреевна 2.3 Формы аттестации и контроля На занятиях используется такая форма контроля, как оценка и защита разработанных проектов, а также участие в конкурсах проектов. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или практических заданий. 2.4 Методические материалы В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, деятельностный. В процессе обучения используются следующие технологии: ● личностно-ориентированные; ● коммуникативные; ● информационно-коммуникационные; ● здоровьесберегающие; ● игровые. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Список литературы для педагога 1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т - М.: НИИ школьных технологий, 2017 г. 2. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. - М.: Просвещение, 2016 г. 3. Филиппов С. А. программа «Робототехника: конструирование и программирование» (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института). 2019 г. 4. Шиховцев В.Г. Программа «Радиотехника» (Сборник программ дополнительного образования детей Московского института открытого образования). 2018 г. 5. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов Д. Г. Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017- 292 с. 6. Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс]. 7. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] http://learning.9151394.ru/course/ view.php?id=280#program_blocks. 8. Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику» [Электронный ресурс]: персональный сайт – www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm – Загл. с экрана 9. Козлов, В.В., Кондаков, А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] – Москва: Просвещение, 2009. – 48 с. 10. Копосов, Д.Г. Уроки робототехники в школе [Электронный ресурс]: Ито Архангельск 2010: всерос. Научн.-практ. Конф, Архангельск 710 декабря, 2010, статья ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0-1.html. Интернет-ресурс: 1. Рабочие тетради для конструкторов FISCHERTECHNIK ― ПАКПАК (pacpac.ru); 2. ROBO TX Training Lab Activity Booklet (prorobot.ru). Список литературы для детей 1. Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. – М.: Мир книги, 2017. 2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2018 3. Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника. История и перспективы. – М.: Наука, Изд-во МАИ, 2017.