Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Робототехника"

1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка

1.1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы

робототехники»

относится

к

программам

технической

направленности и составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.)
«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
13.07.2021г.);
2. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской
области» от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ (с изм. и доп. от 03.07.2020 г.);
3.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изм. от 30 сентября 2020г).
5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного

врача

Российской

Федерации

от

28.09.2020

№28

(зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);
6. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих
основным

образовательную

общеобразовательным

деятельность
программам

по
для

адаптированным
обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 №26;

7. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,

содержанию

и

организации

работы

образовательных

организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции
(COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного

врача

Российской

Федерации

от

30.06.2020

№16

(зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824) (с изм. от
02.12.2020г.);
8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм»;
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
10. Устав МАОУ «Белоярская СОШ №1».
11. Положение о деятельности центра образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста».
Реализация программы предполагает освоение стартового уровня.
1.2

Направленность: техническая

1.3

Актуальность программы:

В настоящее время автоматизация достигла такого уровня, при котором
технические объекты выполняют не только функции по обработке
материальных предметов, но и начинают выполнять обслуживание и
планирование.

Человекоподобные

роботы

уже

выполняют

функции

секретарей и гидов. Робототехника уже выделена в отдельную отрасль.
Робототехника

-

это

проектирование,

конструирование

и

программирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов,

имеющих

модульную

структуру

и

обладающих

мощными

микропроцессорами.
Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту,
когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности.
Поэтому

курсы

робототехники

и

компьютерного

программирования

необходимо вводить в образовательные учреждения.
На

занятиях

по

робототехнике

осуществляется

работа

с

конструкторами серии FischerTechnik. Курс «Основы робототехники»
позволяет дать детям и подросткам необходимый уровень технической
грамотности, а также с самого юного возраста окунуться в ту деятельность,
которая обычно доступна людям только после окончания школы или даже
университета.
Работа с образовательными конструкторами FischerTechnik позволяет
школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и
развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели
затрагивается множество проблем из разных областей знания: математика,
физика, технология.
Широкий

функционал

и

множество

специфических

деталей

конструктора FischerTechnik позволяют создавать не только развлекательные
и образовательные проекты, но и прототипы реальных сложных устройств.
1.4 Адресат программы:
Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста.
1.5 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 11 лет.
Группа формируется из 10-ти человек.
Срок реализации программы составляет 3 месяца.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 40 минут, что соответствует
требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
1.6 Объем и срок освоения программы.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы – 24 часов.
Срок освоения программы - 3 месяца.
1.7 Особенности организации образовательного процесса:
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных
задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.
Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При
планировании

и

проведении

ориентированная технология

занятий

обучения,

применяется

личностно-

в центре внимания которой

неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а
также системно-деятельностный метод обучения.
На занятиях кружка «Основы робототехники» используются в процессе
обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых
является обучение средствами активной и интересной для детей игровой
деятельности.
Занятия по программе формируют специальные технические умения,
развивают аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на
результат. Конструктор FischerTechnik позволяет школьникам в форме
познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в
дальнейшей жизни навыки.
1.8 Цели и задачи программы
Цели:
1.

Организация занятости школьников во внеурочное время;

2.

Всестороннее развитие личности обучающегося:
a.

развитие навыков конструирования;

b.

развитие логического мышления;

c.

мотивация к изучению наук естественно-научного цикла:

окружающего

мира,

информатики

(программирование

автоматизированные системы управления) и математики.

и

3. Приобщение детей к

общественным ценностям, овладению

культурным наследием через техническое творчество;
4. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка
детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему
профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные:
1.

Ознакомить с основными принципами механики;

2.

ознакомить с основами программирования в компьютерной среде

моделирования ROBO Pro Light;
3.

сформировать умение работать по предложенным инструкциям;

4.

сформировать умение творчески подходить к решению задачи;

5.

обогащать запас обучающихся научными понятиями и законами;

6.

способствовать формированию мировоззрения;

7.

способствовать формированию функциональной грамотности.

Развивающие:
1.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, моторные навыки,

образное мышление, внимание, фантазию, пространственное воображение,
творческие способности;
2.

Развивать умение довести решение задачи до работающей

модели;
3.

Развивать

умение

излагать

мысли

в

четкой

логической

последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию
и

самостоятельно

находить

ответы

на

вопросы

путем

логических

рассуждений
Воспитательные:
1.

Формировать

коммуникативную

компетенции;
2.

Формировать культуру общения в группе;

и

общекультурную

3.

Формировать

умение работать

над

проектом в команде,

эффективно распределять обязанности.

1.9 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план (24 часа)

№

Наименование

Общее

разделов и тем

количество

Теория (ч) Практика
(ч)

часов

1

Введение. Техника
безопасности.

Формы
аттестации и
контроля

1

1

0

Опрос

1

0

1

Практическое

Роботы вокруг нас.

2

3

Знакомство с
оборудованием
конструктора:
электронные
компоненты,
соединительные и
конструкционные
элементы.

Знакомство

задание

с 1

программой

Pro

Light.
Команды,

палитры

инструментов.

0

1

Практическое
задание

4

Использование

1

0

1

панели

Практическое
задание

инструментов.
Создаем программу.

Карусель – сборка
5

2

0

2

Практическое
задание

6

Карусель –
программирование,
запуск

1

0

1

задание

Светофор - сборка
7

Практическое

2

0

2

Практическое
задание

8

Светофор –
программирование,
запуск

1

0

1

задание

Маяк - сборка
9

Практическое

2

0

2

Практическое
задание

10

11

Маяк –
программирование,
запуск

1

Холодильник сборка

2

0

1

Практическое
задание

0

2

Практическое
задание

12

Холодильник –
программирование,

1

0

1

Практическое

запуск

13

задание

Стиральная машина
- сборка

3

0

3

Практическое
задание

14

15

Стиральная машина
– программирование, 1
запуск

0

Сушилка для рук сборка

0

2

1

Практическое
задание

2

Практическое
задание

16

Сушилка для рук –
программирование,
запуск

1

0

1

задание

Итоговое занятие.
23

Практическое

1

1

0

24

2

22

Опрос

Итого:

Содержание учебного (тематического) плана
Теория:
Введение. Техника безопасности.
Роботы вокруг нас.
Знакомство с оборудованием конструктора ROBO LT: электронные
компоненты, соединительные и конструкционные элементы.
Практика:
Управление Контроллер ROBO L. Источник питания. Если что-то не
работает. Подключение NXT. Команды, палитры инструментов.

Использование панели инструментов. Создаем программу. Сборка и
программирование роботов: «Светофор», «Маяк», Холодильник»,
«Стиральная машина», «Сушилка для рук», «Шлагбаум», «Робот автомобиль».

1.10 Планируемые результаты
В процессе реализации дополнительной программы, обучающиеся
получают определенный объем знаний, приобретают специальные умения и
навыки, происходит воспитание и развитие личности.
Личностные результаты:


проявляет такие коммуникативными качествами как готовность к

сотрудничеству и взаимопомощи и умение к созидательной коллективной
деятельности;


проявляет

трудолюбие,

ответственность

по

отношению

к

осуществляемой деятельности;


проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении

целей.
Метапредметные результаты:


умеет организовать рабочее место и содержит конструктор в

порядке, соблюдает технику безопасности; умеет работать с различными
источниками информации;


умеет самостоятельно определять цель и планировать пути ее

достижения;


проявляет гибкость мышления, способность осмысливать и

оценивать выполненную работу, анализировать причины успехов и неудач,
обобщать;


умеет проявлять рационализаторский подход и нестандартное

мышление при выполнении работы, аккуратность;



умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


проявляет

настойчивость,

целеустремленность,

умение

преодолевать трудности.
Предметные результаты:


знает основную элементную базу (светодиоды, кнопки и

переключатели, резисторы, конденсаторы.)


знает

конструкторе,

виды
принципы

подвижных
работы

и

неподвижных

простейших

соединений

механизмов,

в

видов

механических передач;


умеет использовать простейшие регуляторы для управления

роботом;


владеет основами программирования в компьютерной среде

моделирования ROBO PRO LITE;


понимает принципы устройства робота;



умеет собрать базовые модели роботов и усовершенствовать их

для выполнения конкретного задания;


умеет демонстрировать технические возможности роботов.

2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 Материально-техническое обеспечение
●

ноутбуки,

●

компьютер,

●

цифровая панель;

●

конструктор FischerTechnik;

● компьютерная среда ROBO PRO LITE.
2.2 Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования – Вахрушева Мария Андреевна

2.3 Формы аттестации и контроля
На занятиях используется такая форма контроля, как оценка и защита
разработанных проектов, а также участие в конкурсах проектов. Текущий
контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного
опроса или практических заданий.
2.4 Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный,
наглядный,

практический,

игровой,

объяснительно-иллюстративный,

деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
●

личностно-ориентированные;

●

коммуникативные;

●

информационно-коммуникационные;

●

здоровьесберегающие;

●

игровые.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы для педагога
1.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т -

М.: НИИ школьных технологий, 2017 г.
2.

Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. -

М.: Просвещение, 2016 г.
3.

Филиппов С. А. программа «Робототехника: конструирование и

программирование» (Сборник программ дополнительного образования детей
Санкт-Петербургского института). 2019 г.
4.

Шиховцев В.Г. Программа «Радиотехника» (Сборник программ

дополнительного образования детей Московского института открытого
образования). 2018 г.
5.

Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6

классов Д. Г. Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017- 292 с.
6.

Лабораторные практикумы по программированию [Электронный

ресурс].
7.

Образовательная

программа

«Введение

в

конструирование

роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный
ресурс] http://learning.9151394.ru/course/ view.php?id=280#program_blocks.
8.

Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику»

[Электронный

ресурс]:

персональный

сайт

–

www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm – Загл. с экрана
9.

Козлов, В.В., Кондаков, А.М. Фундаментальное ядро содержания

общего образования [Текст] – Москва: Просвещение, 2009. – 48 с.
10.

Копосов, Д.Г. Уроки робототехники в школе [Электронный

ресурс]: Ито Архангельск 2010: всерос. Научн.-практ. Конф, Архангельск 710 декабря, 2010, статья ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0-1.html.

Интернет-ресурс:
1.

Рабочие тетради для конструкторов FISCHERTECHNIK ―

ПАКПАК (pacpac.ru);
2.

ROBO TX Training Lab Activity Booklet (prorobot.ru).
Список литературы для детей

1. Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. – М.: Мир книги, 2017.
2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука,
2018
3. Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника. История и
перспективы. – М.: Наука, Изд-во МАИ, 2017.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».