1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Пояснительная записка
1.1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы
робототехники»
относится
к
программам
технической
направленности и составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.)
«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
13.07.2021г.);
2. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской
области» от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ (с изм. и доп. от 03.07.2020 г.);
3.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изм. от 30 сентября 2020г).
5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№28
(зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);
6. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих
основным
образовательную
общеобразовательным
деятельность
программам
по
для
адаптированным
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 №26;
7. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию
и
организации
работы
образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции
(COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
30.06.2020
№16
(зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824) (с изм. от
02.12.2020г.);
8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм»;
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
10. Устав МАОУ «Белоярская СОШ №1».
11. Положение о деятельности центра образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста».
Реализация программы предполагает освоение стартового уровня.
1.2
Направленность: техническая
1.3
Актуальность программы:
В настоящее время автоматизация достигла такого уровня, при котором
технические объекты выполняют не только функции по обработке
материальных предметов, но и начинают выполнять обслуживание и
планирование.
Человекоподобные
роботы
уже
выполняют
функции
секретарей и гидов. Робототехника уже выделена в отдельную отрасль.
Робототехника
-
это
проектирование,
конструирование
и
программирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов,
имеющих
модульную
структуру
и
обладающих
мощными
микропроцессорами.
Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту,
когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности.
Поэтому
курсы
робототехники
и
компьютерного
программирования
необходимо вводить в образовательные учреждения.
На
занятиях
по
робототехнике
осуществляется
работа
с
конструкторами серии FischerTechnik. Курс «Основы робототехники»
позволяет дать детям и подросткам необходимый уровень технической
грамотности, а также с самого юного возраста окунуться в ту деятельность,
которая обычно доступна людям только после окончания школы или даже
университета.
Работа с образовательными конструкторами FischerTechnik позволяет
школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и
развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели
затрагивается множество проблем из разных областей знания: математика,
физика, технология.
Широкий
функционал
и
множество
специфических
деталей
конструктора FischerTechnik позволяют создавать не только развлекательные
и образовательные проекты, но и прототипы реальных сложных устройств.
1.4 Адресат программы:
Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста.
1.5 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 11 лет.
Группа формируется из 10-ти человек.
Срок реализации программы составляет 3 месяца.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 40 минут, что соответствует
требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
1.6 Объем и срок освоения программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы – 24 часов.
Срок освоения программы - 3 месяца.
1.7 Особенности организации образовательного процесса:
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных
задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.
Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При
планировании
и
проведении
ориентированная технология
занятий
обучения,
применяется
личностно-
в центре внимания которой
неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а
также системно-деятельностный метод обучения.
На занятиях кружка «Основы робототехники» используются в процессе
обучения дидактические игры, отличительной особенностью которых
является обучение средствами активной и интересной для детей игровой
деятельности.
Занятия по программе формируют специальные технические умения,
развивают аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на
результат. Конструктор FischerTechnik позволяет школьникам в форме
познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в
дальнейшей жизни навыки.
1.8 Цели и задачи программы
Цели:
1.
Организация занятости школьников во внеурочное время;
2.
Всестороннее развитие личности обучающегося:
a.
развитие навыков конструирования;
b.
развитие логического мышления;
c.
мотивация к изучению наук естественно-научного цикла:
окружающего
мира,
информатики
(программирование
автоматизированные системы управления) и математики.
и
3. Приобщение детей к
общественным ценностям, овладению
культурным наследием через техническое творчество;
4. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка
детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему
профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные:
1.
Ознакомить с основными принципами механики;
2.
ознакомить с основами программирования в компьютерной среде
моделирования ROBO Pro Light;
3.
сформировать умение работать по предложенным инструкциям;
4.
сформировать умение творчески подходить к решению задачи;
5.
обогащать запас обучающихся научными понятиями и законами;
6.
способствовать формированию мировоззрения;
7.
способствовать формированию функциональной грамотности.
Развивающие:
1.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, моторные навыки,
образное мышление, внимание, фантазию, пространственное воображение,
творческие способности;
2.
Развивать умение довести решение задачи до работающей
модели;
3.
Развивать
умение
излагать
мысли
в
четкой
логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию
и
самостоятельно
находить
ответы
на
вопросы
путем
логических
рассуждений
Воспитательные:
1.
Формировать
коммуникативную
компетенции;
2.
Формировать культуру общения в группе;
и
общекультурную
3.
Формировать
умение работать
над
проектом в команде,
эффективно распределять обязанности.
1.9 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план (24 часа)
№
Наименование
Общее
разделов и тем
количество
Теория (ч) Практика
(ч)
часов
1
Введение. Техника
безопасности.
Формы
аттестации и
контроля
1
1
0
Опрос
1
0
1
Практическое
Роботы вокруг нас.
2
3
Знакомство с
оборудованием
конструктора:
электронные
компоненты,
соединительные и
конструкционные
элементы.
Знакомство
задание
с 1
программой
Pro
Light.
Команды,
палитры
инструментов.
0
1
Практическое
задание
4
Использование
1
0
1
панели
Практическое
задание
инструментов.
Создаем программу.
Карусель – сборка
5
2
0
2
Практическое
задание
6
Карусель –
программирование,
запуск
1
0
1
задание
Светофор - сборка
7
Практическое
2
0
2
Практическое
задание
8
Светофор –
программирование,
запуск
1
0
1
задание
Маяк - сборка
9
Практическое
2
0
2
Практическое
задание
10
11
Маяк –
программирование,
запуск
1
Холодильник сборка
2
0
1
Практическое
задание
0
2
Практическое
задание
12
Холодильник –
программирование,
1
0
1
Практическое
запуск
13
задание
Стиральная машина
- сборка
3
0
3
Практическое
задание
14
15
Стиральная машина
– программирование, 1
запуск
0
Сушилка для рук сборка
0
2
1
Практическое
задание
2
Практическое
задание
16
Сушилка для рук –
программирование,
запуск
1
0
1
задание
Итоговое занятие.
23
Практическое
1
1
0
24
2
22
Опрос
Итого:
Содержание учебного (тематического) плана
Теория:
Введение. Техника безопасности.
Роботы вокруг нас.
Знакомство с оборудованием конструктора ROBO LT: электронные
компоненты, соединительные и конструкционные элементы.
Практика:
Управление Контроллер ROBO L. Источник питания. Если что-то не
работает. Подключение NXT. Команды, палитры инструментов.
Использование панели инструментов. Создаем программу. Сборка и
программирование роботов: «Светофор», «Маяк», Холодильник»,
«Стиральная машина», «Сушилка для рук», «Шлагбаум», «Робот автомобиль».
1.10 Планируемые результаты
В процессе реализации дополнительной программы, обучающиеся
получают определенный объем знаний, приобретают специальные умения и
навыки, происходит воспитание и развитие личности.
Личностные результаты:
проявляет такие коммуникативными качествами как готовность к
сотрудничеству и взаимопомощи и умение к созидательной коллективной
деятельности;
проявляет
трудолюбие,
ответственность
по
отношению
к
осуществляемой деятельности;
проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении
целей.
Метапредметные результаты:
умеет организовать рабочее место и содержит конструктор в
порядке, соблюдает технику безопасности; умеет работать с различными
источниками информации;
умеет самостоятельно определять цель и планировать пути ее
достижения;
проявляет гибкость мышления, способность осмысливать и
оценивать выполненную работу, анализировать причины успехов и неудач,
обобщать;
умеет проявлять рационализаторский подход и нестандартное
мышление при выполнении работы, аккуратность;
умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
проявляет
настойчивость,
целеустремленность,
умение
преодолевать трудности.
Предметные результаты:
знает основную элементную базу (светодиоды, кнопки и
переключатели, резисторы, конденсаторы.)
знает
конструкторе,
виды
принципы
подвижных
работы
и
неподвижных
простейших
соединений
механизмов,
в
видов
механических передач;
умеет использовать простейшие регуляторы для управления
роботом;
владеет основами программирования в компьютерной среде
моделирования ROBO PRO LITE;
понимает принципы устройства робота;
умеет собрать базовые модели роботов и усовершенствовать их
для выполнения конкретного задания;
умеет демонстрировать технические возможности роботов.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 Материально-техническое обеспечение
●
ноутбуки,
●
компьютер,
●
цифровая панель;
●
конструктор FischerTechnik;
● компьютерная среда ROBO PRO LITE.
2.2 Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования – Вахрушева Мария Андреевна
2.3 Формы аттестации и контроля
На занятиях используется такая форма контроля, как оценка и защита
разработанных проектов, а также участие в конкурсах проектов. Текущий
контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного
опроса или практических заданий.
2.4 Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительно-иллюстративный,
деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
●
личностно-ориентированные;
●
коммуникативные;
●
информационно-коммуникационные;
●
здоровьесберегающие;
●
игровые.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы для педагога
1.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т -
М.: НИИ школьных технологий, 2017 г.
2.
Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. -
М.: Просвещение, 2016 г.
3.
Филиппов С. А. программа «Робототехника: конструирование и
программирование» (Сборник программ дополнительного образования детей
Санкт-Петербургского института). 2019 г.
4.
Шиховцев В.Г. Программа «Радиотехника» (Сборник программ
дополнительного образования детей Московского института открытого
образования). 2018 г.
5.
Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6
классов Д. Г. Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017- 292 с.
6.
Лабораторные практикумы по программированию [Электронный
ресурс].
7.
Образовательная
программа
«Введение
в
конструирование
роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный
ресурс] http://learning.9151394.ru/course/ view.php?id=280#program_blocks.
8.
Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику»
[Электронный
ресурс]:
персональный
сайт
–
www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm – Загл. с экрана
9.
Козлов, В.В., Кондаков, А.М. Фундаментальное ядро содержания
общего образования [Текст] – Москва: Просвещение, 2009. – 48 с.
10.
Копосов, Д.Г. Уроки робототехники в школе [Электронный
ресурс]: Ито Архангельск 2010: всерос. Научн.-практ. Конф, Архангельск 710 декабря, 2010, статья ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/II/II-0-1.html.
Интернет-ресурс:
1.
Рабочие тетради для конструкторов FISCHERTECHNIK ―
ПАКПАК (pacpac.ru);
2.
ROBO TX Training Lab Activity Booklet (prorobot.ru).
Список литературы для детей
1. Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. – М.: Мир книги, 2017.
2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука,
2018
3. Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника. История и
перспективы. – М.: Наука, Изд-во МАИ, 2017.