I. Комплекс основных характеристик 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристко – краеведческой направленности «Росомаха» (базовый уровень). Актуальность Наш век – век технического прогресса, развития высочайших технологий и как следствие этому идет резкое ухудшение экологической среды, остро встает вопрос оздоровления населения страны. Большинство детей сейчас рождаются со всевозможными болезнями и отклонениями в развитии организма. Многие лекарственные препараты малоэффективные, а то и просто поддельные. Поэтому, возрастает роль спорта и физических упражнений. Одним из самых эффективных, увлекательных, полезных видов спорта является туризм. Движение, чистый воздух, физические нагрузки, неформальное общение – это именно то, что нужно для укрепления и формирования здорового организма ребенка. Детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе дети раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений среди детей. Из своего педагогического опыта могу сказать, что несколько дней, проведенных на природе, дают детям в сфере общения больше, чем год, проведенный в стенах школы. Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует: становлению укреплению гражданственности и здоровья, разностороннему патриотизма подрастающего воспитанию, поколения. 1 Особенно актуальными в настоящее время являются: укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой. Эта программа написана в соответствии с предъявляемыми требованиями. Она соответствует Закону Российской Федерации об образовании, Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования Отличительные особенности программы: Программа предусматривает сочетание тренировочных занятий, различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта и знания из различных областей наук. Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у детей основы для их подготовки к туристко – краеведческой и исследовательской деятельности, выработки потребности у ребенка в здоровом образе жизни. Основная деятельность кружка «Росомаха» направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Погружая ребенка в атмосферу туристического похода, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, попробовать себя в роли путешественника, ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной ответственности; осознать себя личностью, повысить самооценку за счет приобретения новых знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций. Направленность программы - Программа «Росомаха» имеет туристко краеведческую направленность, соответствует начальному уровню и носит развивающий характер. Срок освоения программы- 5 лет, рассчитана на 1050 часов. Адресат программы. Программа рассчитана для обучающихся 11 -17 лет. Состав группы –разновозрастной, постоянный, не более 15 человек. 2 Форма обучения – очная. Режим и периодичность занятий: занятия проводятся три раза в неделю по два академических часа с перерывом между занятиями не менее 10 минут. Форма занятий. Образовательная деятельность организована в форме групповых, фронтальных и индивидуальных занятий. Программа «Росомаха» разработана с учётом: - Конвенция ООН о правах ребенка. - Конституция Российской Федерации. - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" - Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16)). - Государственная программа Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года" (с изменениями от 26 августа 2021 года) - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.2004 г. № 170-ФЗ. - Протокол заседания коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2017 г. № 22. - Письмо Министерства образования и науки России от 26 октября 2012 года № 09-260 «Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)». 2. Цель и задачи общеразвивающей программы 3 Цель: развитие у обучающихся высокой социальной активности, духовности, привитие позитивных ценностей и качеств, формирование навыков здорового образа жизни. Освоение программы предполагает решение следующих задач: Обучающие: 1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области естественно-географических, исторических и технических наук, физической культуры и спорта, основ безопасности жизнедеятельности. 2. Обеспечить практическое закрепление знаний, умений, навыков, полученных при изучении школьных курсов «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности». 3. приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи; 4. обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы. Развивающие: 1. Способствовать формированию у детей социальной активности. 2. Содействовать повышению культурного уровня обучающихся, формированию первоначальных представлений и навыков о правилах поведения. 3. Создать условия для формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни. 4. Обеспечить оздоровление детей через активную туристко - краеведческую деятельность. 5. Создавать условия для самореализации личности путем включения в разнообразные виды деятельности. 6. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в совместной коллективной деятельности. 4 Воспитывающие: 1. Формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке. 2. Гуманное отношение к окружающему миру. 3. Умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости. Методы обучения Для реализации программы используются разнообразные формы и методы обучения. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных открытий, экскурсии на выставки, демонстрация видеоматериалов. Занятия включает теоретическую и практическую части. Практическая часть является логическим продолжением и закреплением теоретического объяснения. Практическая работа – основная форма, используемая на занятии, в ходе которой происходит закрепление знаний и умений. 3. Содержание общеразвивающей программы: Учебный план № Название раздела, темы Количество Формы 1 Первый год обучения «Основы ика 65 145 туризма и краеведения» 2 Второй год обучения «Туризм и 210 Третий год обучения «Пешеходный туризм. Основы фенологии» Монитор инг стартовый. 18 192 Анализ выполненной краеведение по родному краю» 3 контроля Практ 210 я Теори п/п аттестации/ всего часов 210 24 186 работы. Походы выходного дня / 5 4 Четвертый год обучения 210 26 184 «Туристическая деятельность. двухдневные походы. Основы проектно – Внутренн исследовательской деятельности в ие пешем походе» соревнования. 5 Пятый год обучения «Проектно 210 12 198 Защита – исследовательская деятельность в проектов и пешем походе» исследовательс ких работ Всего: 1050 145 905 Содержание учебного плана. 6 Первый год обучения «Основы туризма и краеведения» (210 часов) Раздел 1. Введение (4 часа – 3 теория, 1 - практика). Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для человека. Виды туризма, особенности походов. Рассказы об интересных походах и путешествиях. Законы туристов. Практическая работа. 1. Заполнение анкет кружковцев. Раздел 2. Детский пешеходный туризм (4 часа – 2 теория, 2 практика). Беседа о пешеходном туризме и здоровом образе жизни, просмотр презентаций по теме «Туризм – моя мечта». Приобщение детей к романтике походной жизни. Практическая работа. 2. Ведение «Дневника туриста». Раздел 3. Ходьба – основной способ передвижения в пешем походе (6 часов – 2 теория, 4 практика). Начальные формы самоконтроля детей. Меры предупреждения плоскостопия. Техника правильной ходьбы в походе. Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, движение по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, по тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно-растительными условиями. Практическая работа: 3. Отработка техники правильной ходьбы в походе. Раздел 4. Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему (8 часов – 4 теория, 4 практика). Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. 7 Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Транспортировка пострадавшего. Практическая работа: 4. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Раздел 5. Спортивная подготовка туриста (6 часов – 4 теория, 2 практика). Какие физические и морально-волевые качества необходимы путешественнику. Рассказы о мужестве и находчивости туристов, спортсменов, проявленных ими в годы войны на фронте, в тылу врага и в походах в мирное время. Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Закаливание, комплекс утренней зарядки, маршевая подготовка, туристские нормативы комплекса ГТО. Упражнения для укрепления и развития рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног. Беговые тренировки. Книги о путешествиях и путешественниках. Нормативы юношеских разрядов по туризму, нормы на звание младшего инструктора по туризму. Практическая работа: 5. Разработка комплекса упражнений для ежедневных/еженедельных тренировок. Раздел 6. Безопасность походов (12 часов – 4 теория, 8 практика). Правила безопасного похода. Элементарные приемы оказания первой доврачебной помощи. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах. Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим ходового дня и режим на дневке. Правила поведения туристов на коротких привалах. Хронометраж движения группы по маршруту. 8 Практическая работа: 6. Отработка способов преодолении естественных препятствий на маршруте. Раздел 7. Туристское снаряжение (8 часов – 6 теория, 2 практика). Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туристапешеходника, требования к каждому предмету. Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. Практическая работа: 7. Укладка рюкзака. Раздел 8. Туристский бивак (12 часов, 4 теория, 8 практика). Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы, свертывание бивака. Противопожарные меры. Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды. Просмотр и обсуждение презентации «Туристский бивак» Практическая работа: 8. Развертывание и свертывание бивака. 9. Костер. 10. Составление раскладки питания в походе. 11. Полевая кухня. 9 Раздел 9. Естественные факторы природы в походе. Закаливание (4 часа – 2 теория, 2 практика). Беседа о средствах физического воспитания. Природные явления. Правила поведения туристов во время дождя, грозы. Что такое закаливание, навыки закаливания. Виды закаливающих процедур. Практическая работа: 12. Укрытие бивака от дождя и солнца. Раздел 10. Ориентирование по компасу (12 часов – 8 теория, 4 практика). Стороны горизонта. Компас и его устройство. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам. Практическая работа: 13. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. 14. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Раздел 11. Карта и местность (10 часов – 6 теория, 4 практика). Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейными и числовыми масштабами. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса. Практическая работа: 15. Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков), чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. 10 Раздел 12. Природа родного края и его история. Краеведческая работа в походе (6 часов – 4 теория, 2 практика). Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места. Знатные люди края. Роль туристов в охране памятников истории и культуры края. Охрана природы. Закон об охране природы. Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка итоговой выставки. Фотографирование в походе. Практическая работа: 16. Знакомство с картой области (края). «Путешествия» по карте. Раздел 13. Подготовка к походу (14 часов – 12 теория, 2 практика). Правила организации и проведения туристских походов. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Обязанности командира туристской группы, завхозов, краеведа, старшего проводника и других ответственных лиц. Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т. п. Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов. Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. 11 Организация ночлегов в помещениях. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака. Типичные ошибки туристов при укладке рюкзака. Подбор хранение картографического материала. Сообщение о вариантах летнего зачетного похода, распределение тем докладов. Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фото- и киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения. Практическая работа: 17. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка, расфасовка и раскладка продуктов. Распределение обязанностей в походе. Раздел 14. Проведение походов и экскурсий (96 часов - практика). В соответствие с количеством часов, отведенных по примерному тематическому плану занятий кружка, рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего зачетного похода) 7 учебно-тренировочных походов: Четыре однодневных (поход выходного дня – ПВД) по 12 часов = 48 часов, Три экскурсии по 8 часов = 24 часов. В результате этих походов кружковцы приобретут четырехдневный опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего края. Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего и лыжного движения, выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных естественных препятствии (подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. 12 Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов. Так же проводится три экскурсии по памятным местам и достопримечательностям родного края: Данный раздел не рассматривается как самостоятельный, он интегрирован в другие разделы программы. Распределение походов и экскурсий в рамках учебного года предполагает следующий график: (возможно изменение маршрутов походов и тематики экскурсий по объективным причинам). Ме Наименование похода/экскурсии сяц Се нтябрь Ок тябрь Колич ество часов Поход выходного дня «Сосновый бор» (п. 12 Белоярский, левый берег реки Пышма) Поход выходного дня «Белоярское водохранилище» 12 (г.Заречный) Но Экскурсия в краеведческий музей (п. Белоярский) 8 Фе Экскурсия в музей Музей минералогии, 8 ябрь враль камнерезного и ювелирного искусства (г. Заречный) Ма рт Поход выходного дня «Заячья горка» (п. 12 Белоярский, левый берег реки Пышма) Ап рель Поход выходного дня «Шаманская горка» (п. 12 Белоярский) Ма Экскурсионно – туристческая программа «Майская 8 13 й прогулка» (г. Сысерть/Екатеринбург) Летний зачетный поход – скалы Петушки (д. Каменка). Продолжительность похода – 2 дня (1 день = 12 часов. Итого: 24 часа) Место проведения – Белоярский район Время проведения – июнь/июль – в зависимости от погодных условий. Раздел 15. Подведение итогов похода (8 часов – 4 теория, 4 практика). Обсуждение итогов похода. Пропаганда туризма. Просмотр фотоматериалов. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. Приведение в порядок и сдача снаряжения. Практическая работа: 18. Подготовка выставки о работе кружка для школы. Второй год обучения «Туризм и краеведение по родному краю» (210 часов). Раздел 1. Развитие туризма в нашей стране (2 часа – 1 теория, 1 практика). История развития туризма в нашей стране. Современная организация туризма в стране. Понятие о плановом и самодеятельном туризме, транспортном и спортивном туризме. Что такое краеведение. Значение туризма в организации отдыха людей, образовательное значение туризма. Достижения советских туристов. Что читать о туризме и путешествиях, о знаменитых ученых-путешественниках. Практическая работа: 14 1. Написание докладов, рефератов, создание презентаций на тему «Развитие туризма в нашей стране», «Виды туризма», «Ученые путешественники» и последующее их обсуждение. Раздел2. Топографическая подготовка и ориентирование в походе (8 часов – 4 теория, 4 практика). Обзор материала, пройденного в первый год занятий. Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение, заложение, отметка, бергштрих. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов. Практическая работа: 2. Определение крутизны склонов. 3. Расчёт расстояния по карте. 3. Тактика и техника пешеходного туризма (14 часов – 4 теория, 10 практика). Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на равнине и в горах: весовые, скоростные, временные нагрузки и их изменения в процессе прохождения маршрута. Значение дисциплины в походе. Значение уровня подготовленности и снаряженности туристической группы. Почему необходимо соблюдать правила организации и проведения туристских походов. Понятие о плановом и самодеятельном туризме. Основные параметры маршрутов 2-й (3-й) категории сложности. Виды и характеристика естественных препятствий таежных, тундровых и горных маршрутов. Основные формы горного рельефа. Горный словарик туриста. Три основных периода разработки маршрута и плана-графика похода, их содержание. Линейная, кольцевая и радиальная схема построения «нитки» 15 маршрута. Учет непредвиденных обстоятельств. Ходовые дни, запасные дни, экскурсионные дни, дни переездов, полудневки, контрольные сроки, запасные варианты маршрута, варианты схода с серединной части маршрута. Утверждение похода. Требования к участникам походов высоких категорий сложности: морально-волевая, физическая, техническая и краеведческая подготовленность участника. Взаимопомощь туристов, понятие о само- и взаимостраховке. Законы туристской дружбы. Волевые качества туриста, контрольные физические нормативы, психологическая совместимость Практическая работа: 4. Повторение основных правил организации и проведения походов, пройденных по программе первого года занятий. 5. Планирование «нитки» маршрута и разработка плана-графика многодневного похода. 6. Законы туристской дружбы. Раздел 4. Выработка тактического плана преодоления сложного препятствия (2 часа – 1 теория, 1 практика). Наиболее опасные препятствия в своем виде туризма. Методика оценки опасных признаков препятствия; наличие опасностей, при которых необходимо отказаться от преодоления препятствия. Выработка тактического плана преодоления препятствия; выбрать основное направление движения, определить порядок следования группы и наметить действия при чрезвычайных обстоятельствах, определить время на преодоление препятствия, предусмотреть меры страховки на каждом из опасных участков. Практическая работа: 7. Организация и проведение работ по оказанию помощи терпящим бедствие. Раздел 5. Медицинская подготовка (10 часов – 4 теория, 6 практика). Повторение гигиенических правил туриста, изученных на первом году занятий. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила использования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный 16 медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание. Практическая работа: 8. Освоение приемов самоконтроля. 9. Обработка и перевязка ран, наложение жгута. 10. Конкурс на лучшего санитара группы. Раздел 6. Краеведческая подготовка (12 часов – 2 теория, 10 практика). Дальнейшее углубление знаний о своем крае: географическое положение и туристские возможности края; реки, пруды, рельеф, почвы, полезные ископаемые, климат, растительный и животный мир области; промышленность, сельское хозяйство, транспорт, новостройки области. Население и культура, знатные люди края; история края, места революционной, боевой и трудовой славы. Исторические и культурные памятники, музеи, интересные природные уголки края. Обзор наиболее интересных объектов сопредельных областей и района планируемого зачетного путешествия. Методика выполнения, взятого группой, экспедиционного краеведческого задания. Типовое содержание отчета о туристском походе. Практическая работа: 11. Работа с картой области: изготовление контурной карты и нанесение на нее интересных объектов; «путешествия» по карте. 12. Заслушивание докладов по краеведческим темам, просмотр фотографий, презентаций, подбор газетных вырезок. 17 13. Решение задач типа: как проехать из нашего города (села) в такой-то пункт области (составь маршрут); в каком направлении и на каком расстоянии от областного центра находится такой-то пункт. 14. Проведение краеведческих викторин. 15. Отработка приемов выполнения, взятого группой, экспедиционного краеведческого задания. Раздел 7. Подготовка походов (практический – 6 часов). При подготовке к предусмотренным учебным планом работы кружка учебнотренировочным походам (практическим занятиям на местности) со всем составом кружка, а также по отдельным группам кружковцев и индивидуально руководитель организует закрепление на практике пройденного материала по всем разделам программы. Выбор маршрутов учебно-тренировочных походов. Утверждение маршрута. Проработка деталей каждого маршрута. Подробный расчет времени переездов, переходов, привалов и краеведческой работы в пути, составление планаграфика похода; с дежурными проводниками индивидуально «проиграть» пути движения на их участках маршрута, продумать способы ориентирования и преодоления препятствий. Хозяйственная и техническая подготовка походов. Маршруты учебно-краеведческих походов по их краеведческому и спортивному содержанию должны быть как можно ближе к характеру маршрута предстоящего летнего зачетного похода. Часть учебного времени, отведенного на данный раздел, должна быть использована для работы кружка по подготовке этого летнего зачетного похода. 8. Проведение походов (Практика – 150 часов). Дети на практике закрепляют знания, полученные во время теоретических занятий. Особенно это касается того материала программы, который требует не простого его осмысления и запоминания, а отработки прочных навыков практических действий. 18 В соответствие с количеством часов, отведенных по примерному тематическому плану занятий кружка, рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего зачетного похода) 7 учебно-тренировочных походов: Три однодневных (поход выходного дня – ПВД) по 12 часов = 36 часов, Один двухдневных по 33 часа = 33 часа. Три экскурсии по 8 часов = 24 часа. Распределение походов и экскурсий в рамках учебного года предполагает следующий график: (возможно изменение маршрутов походов и тематики экскурсий по объективным причинам). Ме Наименование похода/экскурсии сяц Коли чество часов Се нтябрь Ок тябрь Поход выходного дня «Скалы Чертово Городище» 12 (п. Северка) Поход выходного дня «Белоярское водохранилище» 12 (г.Заречный) Но ябрь Ознакомительная экскурсия «Промышленные 8 предприятия родного края» (п. Белоярский, г. Заречный) Фе Экскурсия в музей природы Урала (г. Екатеринбург) 8 Ма Поход выходного дня «Шаманская горка» (п. 12 враль рт Белоярский) Ап рель 33 пещера» (с. Бекленищево) Ма й Двухдневный поход «Порог Ревун и Смолинская Экскурсионно – туристческая программа «Майская 8 прогулка» (г. Сысерть/Екатеринбург) Летний зачетный поход. 19 Продолжительность похода – 3 дня (57 часов) Место проведения – Белоярский район Время проведения – июнь/июль – в зависимости от погодных условий. Данный раздел не рассматривается как самостоятельный, он интегрирован в другие разделы программы. Раздел 9. Подведение итогов похода (6 часов – 2 теория, 4 практика). Разбор похода в группе. Практическая работа: 16. Чистка, ремонт и сдача снаряжения, отчеты ответственных по выполнению своих обязанностей и результатам работы. 17. Оформление краткого отчета об учебно-тренировочном походе или паспорта маршрута, издание фотогазеты, презентаций, оформление уголка группы, заполнение новых страничек в альбоме «Летопись кружка». Третий год обучения «Пешеходный туризм. Основы фенологии» (210 часов) Раздел 1. Природа и человек (6 часов – 2 теория, 4 практика). Природоохранные навыки. Влияние природных факторов на человека. Формирование культуры отношения к природе. Изучение традиций взаимоотношения человека и природы 20 Практическая работа: 1. Творчески выразить свои чувства и переживания, связанные с путешествиями, оценить творчество своих друзей. 2. Написать эссе, рассказ, очерк об экологических изменениях в природе. Раздел 2. Фенология (21 час – 10 теория, 11 практика). Фенология. Основные понятия. Научное и практическое значение фенологии. Осенние фенологические наблюдения в природе. Методы фенологических наблюдений. Факторы сезонной динамики природы. Зимние фенологические наблюдения в природе. Моделирование фенологических закономерностей. Весенние фенологические наблюдения в природе. Моделирование фенологических закономерностей. Практическая работа: 3. Организация фенологических наблюдений на пришкольном участке. 4. Интеллектуальная игра. Раздел 3. Тактика похода (8 часов – 2 теория, 6 практика). Понятие "тактика похода". План похода. Виды маршрутов, их относительные преимущества и недостатки. Зависимость веса рюкзака от вида маршрута. Протяженность маршрута. Продолжительность похода, количество дневок и резервных дней. Распределение по маршруту технически сложных участков. График похода. Запасной маршрут. Планирование эмоциональных нагрузок. Планирование дневного перехода. График движения, распорядок дня, выбор места бивака. План преодоления препятствия. Всесторонняя и тщательная оценка обстановки и характера препятствия должны подвести к принципиальному решению преодолевать или обойти препятствие. Приняв решение на преодоление препятствия, выработать конкретный план: выбрать безопасный путь движения; определить способы страховки и самостраховки, определить порядок движения, средства сигнализации и связи, наметить действия в возможных экстремальных ситуациях. Практическая работа: 21 5. Разработка запасного маршрута похода. 6. Составление плана дневного перехода. 7. Составление плана преодоления препятствий. Раздел 4. Техника преодоления препятствий и меры по обеспечению безопасности (8 часов – 2 теория, 6 практика). Пешеходный туризм. Движение по травянистым склонам. Характеристика склонов по крутизне, характеру растительного покрова и почвам. Подъем "в лоб", "елочкой", "серпантином". Траверсирование. Спуски. Использование микрорельефа. Самостраховка с помощью палки, альпенштока, ледоруба. Действия при потере равновесия и падении. Практическая работа: 8. Тренировочная отработка навыков Движение в лесу. Движение по тропам, в лесу с густыми зарослями, завалами. Особые требования к одежде, укладке рюкзаков. Меры предосторожности при движении в лесу. Организация поисков в лесных массивах. Практическая работа: 9. Тренировочная отработка навыков Преодоление ручьев и небольших рек. Влияние времени суток и погоды на состояние реки. Виды переправ: по бревну, по камням, вплавь, вброд. Разведка и выбор места переправы. Устройство веревочных перил. Страховка, самостраховка и оказание помощи при переправах. Практическая работа: 10. Тренировочная отработка навыков Раздел 5. Подготовка походов (6 часов – теория). Закрепление на практике пройденного материала по всем разделам программы. Выбор маршрутов учебно-тренировочных походов. Утверждение маршрута. Проработка деталей каждого маршрута. Подробный расчет времени переездов, переходов, привалов и краеведческой работы в пути, составление плана22 графика похода; с дежурными проводниками индивидуально «проиграть» пути движения на их участках маршрута, продумать способы ориентирования и преодоления препятствий. Хозяйственная и техническая подготовка походов. Маршруты учебно-краеведческих походов по их краеведческому и спортивному содержанию должны быть как можно ближе к характеру маршрута предстоящего летнего зачетного похода. Часть учебного времени, отведенного на данный раздел, должна быть использована для работы кружка по подготовке этого летнего зачетного похода. Практическая работа: 11. Закрепление на практике пройденного материала по всем разделам программы. Раздел 6. Проведение походов (155 часов – практика). Дети на практике закрепляют знания, полученные во время теоретических занятий. Особенно это касается того материала программы, который требует не простого его осмысления и запоминания, а отработки прочных навыков практических действий. В соответствие с количеством часов, отведенных по примерному тематическому плану занятий кружка, рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего зачетного похода) 9 учебно-тренировочных походов: Два однодневных (поход выходного дня – ПВД) по 12 часов = 24 часов, Три двухдневных по 33 часа = 99 часов. Четыре экскурсии по 8 часов = 32 часа. Распределение походов и экскурсий в рамках учебного года предполагает следующий график: (возможно изменение маршрутов походов и тематики экскурсий по объективным причинам). Ме Наименование похода/экскурсии Коли 23 сяц чество часов Се нтябрь Двухдневный поход «г. Волчиха» (ст. Спортивная) 33 Фенологическая экскурсия «Осенние наблюдения» 8 (п. Белоярский) Ок тябрь 33 Поход выходного дня «Шаманская горка» (п. 12 Аять) Но ябрь Белоярский) Де кабрь Поход выходного дня «Белоярское водохранилище» 12 (г. Заречный) Фе враль Фенологическая экскурсия «Зимние наблюдения» (п. 8 Белоярский) Ап рель Фенологическая экскурсия «Весенние наблюдения» 8 (п. Белоярский) Ма й Двухдневный поход «Аять и Кобылья голова» (ст. Экскурсионно – туристческая программа «Майская 8 прогулка» (г. Сысерть) Двухдневный поход «Озеро Щучье» (с. Черноусово) 33 Летний зачетный (фенологический) поход. Продолжительность похода – 3 дня (57 часов) Место проведения – Свердловская область Время проведения – июнь/июль – в зависимости от погодных условий. Данный раздел не рассматривается как самостоятельный, он интегрирован в другие разделы программы. Раздел 7. Подведение итогов похода (6 часов – 2 теория, 4 практика). Разбор похода в группе. Практическая работа: 24 12. Чистка, ремонт и сдача снаряжения, отчеты ответственных по выполнению своих обязанностей и результатам работы. 13. Оформление краткого отчета об учебно-тренировочном походе или паспорта маршрута, издание фотогазеты, презентаций, оформление уголка группы, заполнение новых страничек в альбоме «Летопись кружка». Четвертый год обучения «Туристическая деятельность. Основы проектно – исследовательской деятельности в пешем походе» (210 часов) Раздел 1. Природа и человек (14 часов – 6 теория, 8 практика). Природоохранные навыки. Влияние природных факторов на человека. Формирование культуры отношения к природе. Изучение традиций взаимоотношения человека и природы Практическая работа: 1. Характеристика природы Белоярского района. 2. Заполнение рабочей тетради 3. Памятники природы Белоярского района. 2.Проектно исследовательская деятельность в походе (22 часов – 12 теория, 10 практика). Что такое проект. Виды проектов. Этапы работы над проектом. Цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов. Подготовка информации о проектной работе. Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов. Проектная 25 группа – формирование и распределение обязанностей. Работа над проектно – исследовательскими работами. Защита проектов. Практическая работа: 4. Выбор темы проекта 5. Работа над проектом 6. Защита проекта Раздел 3. Техника преодоления препятствий и меры по обеспечению безопасности (14 часов – 6 теория, 8 практика) Пешеходный туризм. Движение по травянистым склонам. Характеристика склонов по крутизне, характеру растительного покрова и почвам. Подъем "в лоб", "елочкой", "серпантином". Траверсирование. Спуски. Использование микрорельефа. Самостраховка с помощью палки, альпенштока, ледоруба. Действия при потере равновесия и падении. Практическая работа: 7. Тренировочная отработка навыков Движение в лесу. Движение по тропам, в лесу с густыми зарослями, завалами. Особые требования к одежде, укладке рюкзаков. Меры предосторожности при движении в лесу. Организация поисков в лесных массивах. Практическая работа: 8. Тренировочная отработка навыков Преодоление ручьев и небольших рек. Влияние времени суток и погоды на состояние реки. Виды переправ: по бревну, по камням, вплавь, вброд. Разведка и выбор места переправы. Устройство веревочных перил. Страховка, самостраховка и оказание помощи при переправах. Практическая работа: 9. Тренировочная отработка навыков Водный туризм. Преодоление искусственных препятствий. Искусственные препятствия и способы их преодоления: мосты, паромные переправы, плоты, шлюзы, рыболовные сооружения, молевой сплав, самоходные суда. Обеспечение безопасности при 26 прохождении препятствий. Действия группы в аварийных ситуациях. Аварийное расписание и действия экипажей в аварийной обстановке. Спасательные команды. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Правила подъема человека из воды на судно. Велосипедный туризм. Устройство велосипеда и уход за ним. Характеристика и назначение основных узлов велосипеда. Порядок и правила его разборки и сборки. Регулировка велосипеда. Установка руля и седла по росту. Характерные неисправности и поломки, их устранение в походных условиях. Мелкий ремонт, смена отдельных частей и деталей. Техника езды на велосипеде. Обучение технике езды на велосипеде: работа ног, положение корпуса и рук. Способы посадки и схода с велосипеда. Управление машиной, повороты и торможения. Особенности движения на велосипеде с грузом. Походный строй. Транспортировка машин на сложных участках пути. Специальная тренировка. Техника преодоления препятствий. Характеристика препятствий: канавы, овраги, броды и переправы, крутые спуски и подъемы, корни деревьев, кочки, кустарники, песчаные участки пути, перекрестки дорог, неохраняемые железнодорожные переезды, трамвайные пути, густая растительность, дождь, туман, гроза, мокрый снег и др. Меры предосторожности при преодолении препятствий, крутых спусков и поворотов, мокрых участков пути. Раздел 4. Проведение походов (154 часа – практика). Дети на практике закрепляют знания, полученные во время теоретических занятий. Особенно это касается того материала программы, который требует не простого его осмысления и запоминания, а отработки прочных навыков практических действий. В соответствие с количеством часов, отведенных по примерному тематическому плану занятий кружка, рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего зачетного похода) 8 учебно-тренировочных походов: Два однодневных (поход выходного дня – ПВД) по 12 часов = 24 часа, 27 Один двухдневных = 33 часа. Пять проектные экскурсии по 8 часов = 40 часа. Распределение походов и экскурсий в рамках учебного года предполагает следующий график: (возможно изменение маршрутов походов и тематики экскурсий по объективным причинам). Ме Наименование похода/экскурсии сяц Коли чество часов Се Двухдневный поход 33 Проектная экскурсия 8 Ок Проектная экскурсия 8 Но Проектная экскурсия 8 Фе Поход выходного дня 12 Ап Проектная экскурсия 8 Поход выходного дня 12 Экскурсионно – туристческая программа «Майская 8 нтябрь тябрь ябрь враль рель Ма й прогулка» (г. Сысерть) Летний зачетный (фенологический) поход. Продолжительность похода – 3 дня (57 часов) Место проведения – Челябинская область Время проведения – июнь/июль – в зависимости от погодных условий. Данный раздел не рассматривается как самостоятельный, он интегрирован в другие разделы программы. 28 Раздел 5. Подведение итогов похода (6 часов, 2 теория, 4 практика). Разбор похода в группе. Практическая работа: 10. Чистка, ремонт и сдача снаряжения, отчеты ответственных по выполнению своих обязанностей и результатам работы. 11. Оформление краткого отчета об учебно-тренировочном походе или паспорта маршрута, издание фотогазеты, презентаций, оформление уголка группы, заполнение новых страничек в альбоме «Летопись кружка». 29 Пятый год обучения «Проектно – исследовательская деятельность в пешем походе» (210 часов) Раздел 1. Проектно исследовательская деятельность в походе (12 часов – 4 теория, 8 практика). Цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов. Подготовка информации о проектной работе. Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов. Проектная группа – формирование и распределение обязанностей. Работа над проектно – исследовательскими работами. Защита проектов. Практическая работа: 1. Выбор темы проекта 2. Работа над проектом 3. Защита проекта Раздел 2. Безопасность походов (7 часов – 4 теория, 3 практика). Правила безопасного похода. Элементарные приемы оказания первой доврачебной помощи. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах. Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим ходового дня и режим на дневке. Правила поведения туристов на коротких привалах. Хронометраж движения группы по маршруту. Практическая работа: 4. Отработка способов преодолении естественных препятствий на маршруте. 5. Отработка правил безопасного похода. Раздел 3. Медицинская подготовка (6 часов – 4 теория, 2 - практика). Повторение гигиенических правил туриста, изученных на первом году занятий. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила 30 использования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание. Практическая работа: 6. Приемы самоконтроля. 7. Первая медицинская помощь в походе. Раздел 4. Проведение походов (183 часа – практика). Дети на практике закрепляют знания, полученные во время теоретических занятий. Особенно это касается того материала программы, который требует не простого его осмысления и запоминания, а отработки прочных навыков практических действий. В соответствие с количеством часов, отведенных по примерному тематическому плану занятий кружка, рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего зачетного похода) 9 учебно-тренировочных походов: Один однодневный (поход выходного дня – ПВД) = 12 часов, Шесть проектных экскурсий по 8 часов = 48 часа. Два двухдневных похода – 66 часов Распределение походов и экскурсий в рамках учебного года предполагает следующий график: (возможно изменение маршрутов походов и тематики экскурсий по объективным причинам). 31 Ме Наименование похода/экскурсии сяц Коли чество часов Се Двухдневный поход 33 Проектная экскурсия 8 Проектная экскурсия 8 Двухдневный поход 33 Но Проектная экскурсия 8 Фе Проектная экскурсия 8 Ап Проектная экскурсия 8 Поход выходного дня 12 Экскурсионно – туристческая программа «Майская 8 нтябрь Ок тябрь ябрь враль рель Ма й прогулка» (г. Сысерть) Летний зачетный поход. Продолжительность похода – 3 дня (57 часов) Место проведения – Свердловская/Челябинская область Время проведения – июнь/июль – в зависимости от погодных условий. Данный раздел не рассматривается как самостоятельный, он интегрирован в другие разделы программы. Раздел 5. Подведение итогов похода (2 часа – практика) Разбор похода в группе. Практическая работа: 8. Оформление краткого отчета об учебно-тренировочном походе или паспорта маршрута, издание фотогазеты, презентаций, оформление уголка группы, заполнение новых страничек в альбоме «Летопись кружка». 32 4. Планируемые результаты По итогам освоения учебной программы обучающиеся должны знать: 1 год обучения порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях; - вопросы туризма и экологии; - основы топографии и ориентирования; 2 год обучения - умение ориентироваться по местным признакам и звёздам; - опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи; - основные разделы пройденной программы; 3 год обучения - порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода; - способы преодоления различных естественных препятствий; - способы организации и проведения поисково-спасательных работ; 4 год обучения - основные исторические и географические сведения о родном крае; - различные способы ориентирования на местности. цель выполняемых действий. Последовательность выполняемых действий. 5 год обучения давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. как выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств как организовать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общие 33 решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. По итогам освоения учебной программы обучающиеся должны уметь: 1 год обучения передвигаться по дорогам и тропам в составе группы; преодолевать вместе естественные препятствия на пути; ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию; 2 год обучения организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы; владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия; 3 год обучения уметь правильно применять туристские узлы; проводить поисково-спасательные работы; уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах; 4 год обучения оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях; организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать слёт; пострадавшего. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебные пособия, интернет-ресурсы. 34 5 год обучения самостоятельно определять цели своего обучения. ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. анализировать полученную информацию. управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований; принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 35 II. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график первого года обучения (210 часов). 1. Количество часов № Наименование темы В сего 1 Введение Те ория 4 3 Пра 1 Детский пешеходный 4 2 2 Ходьба – основной 6 2 4 выходного дня / пешем походе Гигиена туриста. 8 4 4 двухдневные Доврачебная помощь походы, пострадавшему экскурсии. 5 . работы. Походы способ передвижения в 4 Анализ выполненной туризм 3 . Монитори нг стартовый. 2 . контроля ктика . . Форма Спортивная подготовка 6 4 2 е соревнования. туриста 6 Безопасность походов . Внутренни 1 4 8 Монитори нг итоговый 2 7 Туристское снаряжение 8 6 2 8 Туристский бивак 1 4 8 4 2 2 . . 2 9 Естественные факторы 36 . природы в походе. Закаливание 1 0. Ориентирование по 1 8 4 1 6 4 6 4 2 1 12 2 9 - 96 4 однодневных - 48 3 экскурсии - 24 Летний зачетный поход - 24 8 4 4 2 65 145 компасу 1 2 Карта и местность 1. 0 1 2. Природа родного края и его история. Краеведческая работа в походе 1 Подготовка к походу 3. 4 1 Проведение походов: 4. 6 1 5. Подведение итогов похода Итого: 10 37 Календарный учебный график второго года обучения (210 часов). Количество часов № Наименование темы В сего 1 . Развитие туризма в Те ория 2 Пра Форма контроля ктика 1 1 нашей стране. Монитори нг стартовый. Анализ 2 . Топографическая 8 4 4 работы. подготовка и ориентирование Походы в походе 3 . 4 . Тактика и техника пешеходного туризма 1 4 10 Выработка 2 1 1 Внутренни е соревнования. препятствия 6 . Медицинская подготовка 1 4 6 Монитори нг итоговый 0 Краеведческая подготовка походы, экскурсии. преодоления сложного . выходного дня / двухдневные 4 тактического плана 5 выполненной 1 2 10 2 7 Подготовка походов 6 - 6 8 Проведение походов: 1 - 150 3 однодневных - 36 1 двухдневных (в - 33 - 24 . . 50 летний период) 3 экскурсии 38 Летний зачетный поход 1 5. Подведение итогов - 57 6 2 4 2 18 192 похода Итого: 10 Календарный учебный график третьего года обучения (210 часов). Количество часов № Наименование темы В сего 1 Природа и человек. Те ория 6 Пра 2 4 Монитори нг стартовый. 2 Фенология . 2 10 11 Тактика похода Анализ выполненной 1 3 8 2 6 работы. Походы . 4 Техника преодоления 8 2 6 выходного дня / препятствий и меры по двухдневные обеспечению безопасности походы, 5 Подготовка походов 6 6 - экскурсии. Внутренни . 8 Проведение походов: . 1 - 155 2 однодневных - 24 3 двухдневных - 99 4 экскурсии - 32 Летний зачетный поход - 57 6 2 4 2 24 186 Подведение итогов е соревнования. Монитори 55 1 5. контроля ктика . . Форма нг итоговый похода Итого: 39 10 Календарный учебный график четвертого года обучения (210 часов). Количество часов № Наименование темы В сего 1 Природа и человек. . ория 1 Пра Проектно исследовательская 6 8 . 2 12 10 работы. 1 6 8 двухдневные Проведение походов: . 5. 1 - 154 походы, экскурсии. 55 1 Походы выходного дня / 4 обеспечению безопасности 8 Анализ выполненной 2 Техника преодоления препятствий и меры по Монитори нг стартовый. деятельность в походе 3 контроля ктика 4 2 . Те Форма Внутренни 2 однодневных - 24 1 двухдневный - 33 е соревнования. 5 экскурсий - 40 Монитори Летний зачетный поход - 57 6 2 4 2 26 184 Подведение итогов нг итоговый похода Итого: 10 Календарный учебный график пятого года обучения (210 часов). Количество часов № Наименование темы В сего 1 Проектоно Те ория 1 4 Пра Форма контроля ктика 8 Монитори 40 . исследовательская нг стартовый. 2 деятельность в походе Анализ выполненной 2 Безопасность походов 7 4 3 Походы . 3 . Медицинская 6 4 2 Проведение походов: . 1 - 183 походы, экскурсии. 83 1 выходного дня / двухдневные подготовка 8 5. работы. Внутренни 1 однодневных - 12 2 двухдневный - 66 е соревнования. 6 экскурсий - 48 Монитори Летний зачетный поход - 57 2 - 2 2 12 198 Подведение итогов нг итоговый похода Итого: 10 1. Условия реализации общеразвивающей программы В процессе совместной заинтересованности в общем деле происходит: воспитание ответственности, сопричастности к общим делам; формирование социальной и гражданской активности и ответственности; комплексное сочетание различных видов деятельности; обеспечение дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка. выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия (взрослый – друг, товарищ, наставник); вовлечение в дела и мероприятия всех детей 1. Формы аттестации 41 Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения теоретических знаний и практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является итоговое практическое задание: итоговый летний поход, по итогам которого подводятся результаты. 2. Методические материалы Интернет технологии; Видео уроки, презентации; Тесты для контроля полученных знаний; Нормативные документы. Список литературы 1. Архипова, Н. П. Окрестности Свердловска [Текст] / Н. П. Архипова. - Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 2010. 2. Архипова, Н. П. Как были открыты Уральские горы [Текст] / Н. П. Архипова, Е. В. Ястребов. - Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 2005. 3. Большаков, В. Н. Красная книга Среднего Урала [Текст] / В. Н. Большаков, П. Л. Горчаковский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 4. Капустин, В. Г. География Свердловской области [Текст]: учеб. пособие для уч-ся старших классов / В. Г. Капустин, И. Н. Корнев. - Екатеринбург: Сред. Урал. кн. изд-во, 2009. 5. Симонов, В. И. Туристские походы выходного дня [Текст] / В. И. Симонов. - М.: Сов. Россия, 2011. 6. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2009. 7. Скок, Н. В. Опыт организации природно-учебных троп [Текст]: тезисы докл. / Н. В. Скок, Н. С. Исаков, Е. С. Некрасов // Туризм и охрана природных рекреационных ресурсов. - Свердловск, 2010. 42 Фильмы 1. «Наши меньшие братья в опасности»; 2. «Друг ли ты лесу?»; 3. «Охрана воздуха от загрязнения»; 4. «Берегите природные богатства»; Оборудование и снаряжение Презентации: 1. «Туризм, виды туризма»; 2. «Взаимодействие природы и человека»; 3. «Как охранять окружающую нас природу»; 4. «Природа и человек»; 5. «Снаряжение туриста»; 6. «Виды костров»; 7. «Аптечка туриста». Модели: 1. Глобус Земли физический М 1:30 000 000; 2. Комплекты макетов форм поверхности суши. Таблицы: 1. Календарь наблюдений за погодой; 2. Охрана и преобразование природы; 3. План и карта; 4. Таблица по охране природы. Туристское снаряжение 1. Палатки; 2. Рюкзаки; 3. Костровое оборудование; 43 4. Медицинская аптечка; 5. Ремонтный набор; 6. Веревка основная и вспомогательная (по 30 м); 7. Снаряжение для метеорологических наблюдений и краеведческой работы. 44