Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральная студия Непоседы"

1.1

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театральная

студия»

относится

к

программам

художественной

направленности и составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
13.07.2021г.);
2. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от
15 июля 2013 г. №78-ОЗ (с изм. и доп. от 03.07.2020 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р.
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. от 30 сентября
2020г).
5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
(зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);
6. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 №26;

2

7. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции
(COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16
(зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824) (с изм. от
02.12.2020г.);
8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм»;
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
10. Устав МАОУ «Белоярская СОШ №1».

Актуальность
«Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная
ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра - неиссякаемый
источник творчества».
В современном обществе резко повысился социальный престиж
интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем
их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже
восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они
проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры
однообразны.

3

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия
зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это
путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и
действия с изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение детей школьного возраста к многообразной деятельности,
обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для
многостороннего развития их способностей.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир
прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить
себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в
театральной студии приобщают ребят к творчеству, развивают их
способности, воспитывают чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Программа работы театральной студии направлена на создание
условий для активизации театрализованной деятельности школьников,
формирование эстетических и познавательных способностей как
неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.
В составленной программе театральной студии «Юные таланты» детский
театр рассматривается не только как средство достижения некоего
художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы
занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и
познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к
родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
На занятиях ребята сами выбирают и нужный темп, и средства, и
методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую
работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя,
содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному
опыту участника, связь с другими видами искусств - способствует развитию
индивидуальности участника.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей от 9 до 11 лет. Срок реализации
программы – 1 год.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. В группе -15
воспитанников.

4

Объем общеразвивающей программы составляет 68 учебных часов.
Продолжительность освоения общеразвивающей программы: составляет
1 учебный год.
Формы организации образовательного процесса
Система занятий в «Театральной студии» построена таким образом,
чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой
словарный запас, развивая творческую самостоятельность в создании
художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные
импровизации, совершенствуя умение владеть своим телом, совершенствуя
двигательные
способности,
гибкость,
выносливость,
ритмические
способности и координацию движений, учился действовать на сценической
площадке естественно.
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и анализ художественных произведений, сценариев театральных
постановок, пьес, этюдов;
- просмотр видеозаписей спектаклей, прослушивание аудиозаписей детских
произведений (муз. сказки);
- анализ своей деятельности по результатам выступлений ;
- выпуск красочных афиш, изготовление декораций, пригласительных
билетов, театральных реквизитов (с привлечением родителей ) костюмов,
масок;
Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Продолжительность занятий – 2 раза в неделю по 1 часу. Занятия проводятся
по расписанию.

5

Формы контроля:
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
 текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий;
 промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;
 итоговый – спектакли.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы

Цель программы:
Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных качеств
детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю
культуру, через приобщение к миру театра.
Задачи программы:
Образовательные:
-сформировать знания о природе театра;
-сформировать основы актерского мастерства;
-сформировать правильное произношение звуков, дикцию, интонационную
выразительность речи;
-сформировать коммуникативные навыки;
Развивающие:
-развивать и совершенствовать творческие способности;
-совершенствовать

память,

внимание,

наблюдательность,

мышление,

воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие,
умение согласовывать свои действия с партнерами.
Воспитательные:
-привить любовь к сценическому искусству;
-воспитать

доброжелательность,

контактность

в

отношениях

со

сверстниками;
6

-воспитать умение оценивать действия других детей и сравнивать со своими
действиями;
-воспитание гражданственности посредством изучения народных традиций
через репертуар.

1.3.

Содержание общеразвивающей программы
Учебный план

№

Название раздела, темы

1.

Презентация, занятие-игра,
сюжетно-ролевая игра
«Приглашение в театр»
«Давайте познакомимся».

2.

Игра-импровизация, тренинги,
2
сюжетно-ролевая игра
«Забавные стихи» (практика)
«Осенние листья» (практика)
«Театральные волшебники»
Тренинги, занятия-игры
3
«Выразительное чтение стихов
о Родине» (практика)
«Мимика» (практика)
«Дружные ребята» (практика по
сплочению)
Концерт Подготовка ко дню
1
учителя.
Участие в школьном концерте
на день учителя.

0,5

1,5

Создание
сценических
этюдов

0,5

2,5

Сценические
этюды

0

1

Участие
концерте

5

Сюжетно-ролевая игра
«Веселые сочинялки» ко дню
учителя (практика)

1

0

1

Сценический
этюд

6

Тренинг
«Фыркающая лошадка»
(практика)
«В мире животных»
«Застольные чтения сказок о
животных»
Тренинг, сюжетно-ролевая игра

1

0

1

1

0,5

0,5

3.

4

7

Количество часов
всего теор практи
ия
ка
1
0
1

Формы
аттестации/
контроля
Анкетирование
«Что я знаю о
театре»

в

Сценический
7

8

9

10

11
12

13
14

15
16

17
18

«Этот удивительный мир
театра» (теория)
«В стране Фантазии»
(практика)
«Расстановка на сцене для
инсценирования
стихотворений»
Тренинг, занятие-игра
«Часики»
(практика на дыхание)
«Репетиция сцены появления
зайчиков на утреннике»
(практика)
«В гостях у сказки»
(теория по кукольному театру)
«Лесные истории»
(практика по изготовлению
декораций)
«Фраза по кругу»
(теория+практика)
"Что мы делали, не скажем".
(практика)
Занятие-игра
«Поиграем в театр» (практика)
Занятие-игра
«Режиссеры – это кто?»
(теория)
«Мы начинаем творить»
Презентация, тренинг
«Мы-режиссеры» (практика)
Тренинг, сюжетно-ролевая игра
«Стихи ко дню матери»
(практика)
«Частушки для бабушек»
тренинг
Участие в концерте,
посвященному дню матери.
«Все тот же театр»
(теория)
«Сочини предложение»
(практика)
Презентация, тренинг
«Новогодние истории» для
дошкольников (практика)
«Новогодние приключения»

этюд

1

0,5

0,5

Сценический
этюд

2

0,5

1,5

Кукольный
театр

2

0,5

1,5

Сценический
этюд

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

Настольный
театр
Анкетирование,
сценический
этюд

2

0,5

1,5

Сценический
этюд

2

0

2

1

0

1

2

0,5

1,5

1

1

1

1

0

1

Участие
концерте
Проверка
сочинения

в

Проверка
сочинения
Сценический
8

19

20

21

22

для дошкольников (практика)
Тренинг, сюжетно-ролевая игра
«Игра со свечой» (практика)
Распределение ролей в
«Новогодних приключениях»
(практика)
Сюжетно-ролевая игра
Игровая программа
«Новогодние приключения» для
дошкольников
«Как вести себя в театре?»
(теория)
«Подведение предновогодних
итогов»
Занятие-игра
Сценический этюд
«Крещенские морозы».
(практика)
«Превращение предмета
Тренинг, занятие-игра».

этюд
2

0

2

2

0

2

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Спектакль,
элементами
игры
Экзамен

с

Спектакль,
элементами
игры
Экзамен
пантомиме

с

23

Участие в сценическом этюде
«Крещенские морозы»

2

0

2

24

«Этюды-пантомимы» (теория,
практика)
Сюжетно-ролевая игра, тренинг
Знакомство со сказкой и
музыкальным сопровождением
сказки «Золушка».
Музыкальные номера в сказке.
(практика)
Презентация, тренинг, занятиеигра
Сказка «Золушка». Главные и
второстепенные роли. (теория и
практика)
Сюжетно-ролевая игра
«Мы – актеры».
(теория по профессиям)
Сказка «Золушка» (практика)
«Мастерская актера» (практика)
Постановка спектакля
«Золушка»
«Скороговорки» (практика)

2

0,5

1,5

2

1

1

1

0

1

2

0,5

1,5

Анкетирование
по профессиям

3
1

0
0

3
1

спектакль

1

0

1

25

26

27

28
29
30

по

9

31
32

33

34

35

36
37

38

тренинг
«Здравствуй, милая весна»
(практика)
«Постановка спектакля на 1
марта»
(теория, практика)
«Стихи на 8 марта» (теория,
практика)
«Путешествие в театральное
зазеркалье»
(теория по театральной
лексике)
«В магазине зеркал»
(практика)
Тренинг
«Этюды вежливости»
(практика)
Сюжетно-ролевая игра
Сценический этюд «В мире
юмора» (практика)
«В стране космонавтов».
(практика)
«Незнайка на Луне»
«Стихи, посвященные Дню
Победы»
(теория)

«Отчетная деятельность за год
обучения»
40 Поездка в театр
Итого часов: 68 часов
39

Сценический
этюд
Спектакль,
с
элементами
игры
Участие
в
концерте,
посвященный 8
марта

2

0,5

1,5

3

0,5

2,5

2

0,5

1,5

2

0

2

2

0

2

Сценические
этюды

1

0

1

2

0,5

1,5

Сценические
этюды
Сценический
этюд

2

0,5

1,5

2

0

2

1

0

1

Участие
в
концерте,
посвященному
дню Победы
Экзамен

Содержание учебного плана
Занятия включают в себя: игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой
дикции, логики и орфоэпии, игры со словом, развивающие связную
образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы.
В программу занятий включены комплексные ритмические, музыкальные,
10

пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
двигательных способностей ребенка, пластической выразительности
телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Содержание занятий предусматривает не столько приобретение ребенком
профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения,
эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в
различных жизненных ситуациях, осмысление общечеловеческих ценностей
с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни,
обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет),
воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем
театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и
возможную его корректировку.

Планируемые результаты.
Личностные результаты - это превращение знаний и способов
деятельности, приобретённых учащимися, в образовательном процессе:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии;
- доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению группы;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
Метапредметные результаты – это освоение универсальных учебных
действий,

обеспечивающие

овладение

ключевыми

компонентами,

составляющими основу умения учиться:
- обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при
чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения
героя; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм.
- воспитанники научатся договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать
11

собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих.
Предметные результаты – это освоенный учащимися в ходе изучения
дополнительной общеобразовательной программы опыт специфической
деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и
применению:
- обучающиеся научатся: получат общие знания о театральном искусстве,
театральной культуре; получат сведения о театральных профессиях;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, работать с голосом;
основам актёрского мастерства; выполнять и сочинять этюды и упражнения;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение) вербально и невербально.

12

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Кадровое обеспечение
Согласно

Профессиональному

стандарту

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации,
соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального
стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт), а именно: коды А и С уровнями квалификации 6. При
необходимости могут быть привлечены: практикующий психолог, педагогорганизатор, юрист, представители общественных организаций.
2.2. Материально-технические средства обеспечения программы
Компьютер с выходом в Интернет
Аудио- и видеозаписи, презентации
Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов;
Реквизит для этюдов и инсценировок.

Учебно-наглядные пособия
Инструкции по технике безопасности
Таблицы, схемы, фотоматериалы
Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации,
видеоролики
Помещения и оборудование

Количество, шт.

Кабинет

1

Стул

24

Стол

12

Компьютер

1

Мультимедийный проектор

1

Колонки

1
13

2.3 Формы аттестации и контроля
В процессе освоения обучающимися предмета преподаватель осуществляет
оперативное управление учебным процессом, контролируя качество полученных
знаний, умений и навыков в соответствии с определѐнными критериями и
показателями, а также обеспечивает обучающую, проверочную, воспитательную
и корректирующую функции аттестационных мероприятий. Освоение разделов
программы могут контролироваться в форме проведения открытых уроков.
Основной формой промежуточной аттестации (по полугодиям) по программе
«Сценическое мастерство» является итоговое занятие в форме показа творческих
работ, спектаклей. Итоговые занятия в форме показа творческих работ с
приглашением зрителей проводятся в конце учебных полугодий.
3. Список литературы
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для
постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986.
–176 с.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4
класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
4. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
5. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей
школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
6. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.:
Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
7. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.
Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство
«Баласс»,2003. – 160 с.
8. Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.: ВЦХТ
( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.

14

9. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности :
Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160
с.
10. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».