1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умники и Умницы» относится к программам естественнонаучной направленности и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 г. № 78 – ОЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм»; Актуальность Основной целью программы является: формирование и развитие личности учащегося через воспитание, коррекцию, самоопределение; формирование единой естественнонаучной картины мира, сочетающей единство и многообразие свойств живой и неживой природы. Все более необходимым звеном в процессе обучения становятся исследовательские и лабораторные работы, научные и экологические проекты с широким обсуждением основных идей и результатов. Сегодня, когда в образовательный процесс активно внедряется компетентностный подход, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания и их роли в формировании у учащихся ключевых образовательных компетентностей, т. е. усвоения не просто некоторой суммы дискретных знаний и умений, а совокупности образовательных компонентов, обеспечивающих эффективное осуществление определенных видов деятельности. Задача формирования ключевых 2 компетентностей может быть с успехом решена путем организации универсальных учебных действий межпредметного характера. Межпредметные связи способствуют формированию надпредметных понятий, полное представление о которых невозможно получить в одной предметной области. Программа рассчитана на 3 года. Первый год- учащиеся 2 класса, 2 часа в неделю, второй год- учащиеся 3 класса, 2 часа в неделю, третий год- учащиеся 4 класса, 2 часа в неделю. Программа предусматривает преемственность. Учащиеся 4 класс апринимают участие в интеллектуальных конкурсах клуба и в интеллектуальных играх на уровне района и области. Адресат программы Программа рассчитана на детей от 9 до 11 лет. Срок реализации программы – 3 года. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. В группе -15 воспитанников. Объем общеразвивающей программы составляет 204 учебных часа. Рассчитана на 3 учебных года. Каждый год обучения включает 68 часов. Обучение начинается со 2 класса. Формы организации образовательного процесса Система занятий в «Умниках и Умницах» построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок пополнял свои знания, обогащал словарный запас, развивал интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности. Традиционными видами занятий являются: - беседа; - практическое занятие; -круглый стол; - открытое занятие; - творческий отчет; - интеллектуальная игра, - чтение и анализ энциклопедических текстов; -выпуск информационных газет; - анализ своей деятельности по результатам работы; Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Продолжительность занятий – 2 раза в неделю по 1 часу. Занятия проводятся по расписанию. Формы контроля: Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: №п/п Контроль 1. Решение проектных задач Форма контроля Участие в олимпиадах, 3 дистанционных интеллектуальных конкурсах «ЭМУ», «Русский медвежонок», «Родное слово» Участие в конкурсах проектной деятельности разного уровня 2. Проекты, исследовательские работы 3. Разработка викторин, интеллектуальных конкурсов для начальной школы, математических праздников, лингвистических игр, математических марафонов и т.д. В мероприятиях различного уровня текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный – открытые занятия, занятия-зачеты, конкурсы; итоговый – отчётное занятие. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий. Программа ставит перед собой следующие образовательные задачи: - привлечение творчески одаренных детей к интеллектуальной деятельности; - формирование коммуникативной компетенции учащихся; - формирование умений и навыков научного общения; - формирование навыков работы в сотрудничестве с другими учащимися в роли консультантов, учителем, родителями и другими людьми, которые могут оказать помощь в исследовательской работе; Развивающие: - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; - развитие культуры публичной дискуссии; Воспитательные: - воспитание у детей настойчивости, любознательности, воли и упорства в достижении цели, чувства коллективизма и формирование умения работать в сотрудничестве со сверстниками. 2. Учебный план Тематическое планирование 1 год обучения (2 класс) № п/п 1 Название раздела, темы Всего Вводное занятие. 1 Количество часов Теория Практика 1 Формы аттестации / контроля Беседа 4 2 - 5 Геометрические фигуры. Игры «Танграм. Колумбово яйцо». 6 -9 Интеллектуальные игры со словами: ребусы, анаграммы, шарады. 10 - Решение олимпиадных заданий 12 «Эму-эрудит». 13 Головоломки со спичками. 14 15- Путешествие в сказочную 17 страну. Сочинение сказок. 18 - Решение комбинаторных задач. 20 21 - Фразеологизмы. 23 24 Математические игры с числами. 25 26 Знакомство с энциклопедией. 27 28 Решение логических задач. 29 30 - В мире загадок. 32 33 - Работа с информацией. 36 Преобразование информации. 37 Игра-квест «Сказочное 38 путешествие» 39 - Развитие познавательных 44 способностей. Развиваем внимание. 45 - Знакомство со словами – 47 двойниками. Омонимы. 48 Животные – рекордсмены. 49 50 Эти удивительные растения. 51 52 - Рифмопутешествие 54 55 - Логически-поисковые задания. 57 Головоломки-лабиринты. 58 Игра «Что? Где? Когда?» 59 Совершенствуем воображение. 60 61 - Разнообразие животного мира 64 Свердловской области. 65 Шифровальщики. 66 67 Игра «Космические дали». 68 Итоговое занятие. Диагностика познавательных процессов младших школьников. Итого 4 1 3 4 1 3 творческая работа Минипроект 3 3 олимпиада 2 2 конкурс 3 1 2 конкурс 3 1 2 блиц-опрос 3 1 2 тест 2 1 1 тест 2 1 1 сообщение 2 викторина 2 3 1 2 4 2 2 творческая работа сообщение 2 1 1 игра 6 1 5 тестовые задания 3 1 2 2 1 1 3 1 2 Творческая работа сообщение, презентация творческое задание мини-проект 3 1 2 викторина 1 2 1 1 1 4 2 2 2 1 1 2 2 1 1 68 Творческая работа викторина Творческая работа 1 1 21 47 5 Содержание программы 1-го года обучения. 1. Вводное занятие –1 час Ознакомление с планом работы кружка, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать кружковцы. 2. Геометрические фигуры. Игры «Танграм. Колумбово яйцо» - 4 часа История появления игр «Танграм. Колумбово яйцо». Волшебный круг. Волшебный квадрат. Создание фигур по образцу, по контуру и по собственному замыслу. 3. Интеллектуальные игры со словами: ребусы, анаграммы, шарады. Знакомство с понятиями «ребус», «анаграмма», «шарада». Учимся составлять ребусы, анаграммы, шарады. Проект «Игры со словами». 4. Решение олимпиадных заданий «Эму-эрудит». Решение заданий ЭМУ, обсуждение допущенных ошибок, работа над ошибками. Контрольное упражнение – решение заданий ЭМУ. 5. Головоломки со спичками. Решение задач на построение и перекладывание фигур из спичек. Развитие пространственного воображения. 6. Путешествие в сказочную страну. Сочинение сказок. Виды сказок. Структура сказки. Знакомство с алгоритмом сочинения сказки. Сочинение сказок в малых группах. 7. Решение комбинаторных задач. Введение. Свойства объектов и отношения между ними. Решение задач с помощью предметного моделирования. Блиц – опрос «Комбинаторные задачки» 8. Фразеологизмы. Знакомство с понятием «Фразеологизмы». Практическая работа со словарями. Игра «Фразеологический сундучок» 9. Математические игры с числами. Знакомство с числовыми головоломками, ребусами, магическими квадратами. Приобретение навыка работы с ними. Работа в парах и микрогруппах. 10. Знакомство с энциклопедией. Обзор детских энциклопедий. Правила работы с энциклопедической статьёй. Поиск информации в энциклопедии. Представление полученной информации. 11. Решение логических задач. Способы развития эрудиции человека. Игры на развитие логического мышления, сообразительности и внимания. Викторина «ВсеЗнайка». 12. В мире загадок. Знакомство со структурой загадки. Составление и решение загадок. Творческая работа «Загадки - шутки». 6 13. Работа с информацией. Преобразование информации. Сравнение различных источников получения информации: СМИ, Интернет, радио, телевидение, архивы. Контрольные упражнения – тест. 14. Игра - квест «Сказочное путешествие». Игра по зарубежным сказочникам. 15. Развитие познавательных способностей. Развиваем внимание. Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания. Игры на внимание. Развитие концентрации внимания. Тренажёры на развитие внимания. 16. Двойники, но не братья. Знакомство с «омонимами» и их отличительными признаками. Развитие умений употреблять их в речи. 17. Животные – рекордсмены. Знакомство с животными – рекордсменами мира. Подбор информации о них. Занимательная викторина о необычных животных. 18. Эти удивительные растения. Знакомство с необычными растениями. Поиск и отбор информации о растениях своего края. Составление информационной карточки растения. 19. Рифмопутешествие. Знакомство с понятием «рифма». Простейшие способы рифмовки. Поиск рифм в стихотворениях и составление собственных рифмовок. Мини-проект. 20. Логически-поисковые задания. Головоломки-лабиринты. Знакомство с головоломками разного вида, их решение. Составление головоломкилабиринта. 21. Игра «Что? Где? Когда?» Выявление уровня одарённости детей в разных учебных предметах. кругозора, углубление знаний. Выявление победителя. Расширение 22. Совершенствуем воображение. Что такое «воображение» и «фантазия». Совершенствование пространственного воображения. Игра «Путешествие по стране Фантазии» по произведению Н. Носова «Фантазеры». 23. Разнообразие животного мира Свердловской области. Знакомство с удивительным животным миром Свердловской области. Проект: создание книги «Удивительное – рядом». 24. Шифровальщики. 7 Знакомство с видами шифровок, их разгадывание. Игра «Шифровальщик». 25. Игра «Космические дали». Выявление уровня интеллектуального развития учащихся по результатам игры. 26. Итоговое занятие. Награждение активных детей. Диагностика познавательных процессов младших школьников. Тематическое планирование 2 год обучения (3 класс) № 1 2-3 4-5 6-7 9 10 11 12 1314 1516 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Наименование темы Вводное занятие Способы получения информации в современном мире. Наука и книга. Структура научной книги. Приёмы работы с энциклопедией. Самостоятельная работа с литературой. Виды переработки и сокращения текста. Алфавитный каталог. Составление каталога классной библиотеки. Справочная литература. Работа со словарями (толковым, орфографическим, орфоэпическим) Периодические издания (газеты, журналы) Работа с периодическими изданиями. Интеллектуальные игры. Викторина. Составление и проведение викторин. Игра «Умники и умницы» Решение олимпиадных задач. Количество часов Всего Теори Прак я тика Формы контроля Беседа 1 1 2 1 1 2 1 1 Контрольное упражнение. Контрольное упражнение. 2 1 1 Практическое задание. 2 1 1 Практическое задание. 3 1 2 Контрольное упражнение. 2 1 1 Зачёт. 2 1 1 Практическое занятие. 1 3 1 3 Зачёт. Контрольное упражнение. Решение логических задач. 2 2 Разработка и проведение математической игры «КВМ». 3 Контрольное упражнение. Практическое занятие. Решение и анализ заданий ЭМУ- 2 1 2 2 Контрольное 8 27 2829 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 марафон. Коллективный проект «Наши любимые игры» Игра «Предметный калейдоскоп» Просмотр и обсуждение фильма. Написание отзыва о фильме. Индивидуальные проекты. История моей семьи в истории моей страны. 2 1 1 упражнение. Защита проекта. 1 2 1 1 1 Зачёт. Зачёт. 3 1 2 Защита проекта. Контрольное упражнение. Творческая работа. Контрольное упражнение. 2 2 2 2 1 1 41 42 Решение и анализ олимпиадных заданий. Разработка и оформление тематического стенда. Методы самостоятельной работы с информацией. Преобразование информации. Работа с периодическими изданиями. Выпуск тематической газеты. 43 Учимся составлять кроссворды 1 44 45 Рукотворная книга: структура, содержание. Проект: Изготовление книги Решение логических задач 2 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Проект. Разработка и оформление буклета. Разработка и проведение игры «Литературная гостиная». Дискуссия по прочитанной книге года Интеллектуальная игра «Предметный калейдоскоп» Решение логических задач Решение и анализ олимпиадных заданий, как этап подготовки к ЭМУ Конкурса буклетов «Правила дорожного движения» Коллективный проект. Разработка и оформление стендового проекта «Правила дорожного движения» Просмотр фильма, дискуссия, написание отзыва о просмотренном фильме. Решение и анализ олимпиадных заданий повышенной сложности Анкетирование учащихся по теме «Что я знаю о ВОВ» Коллективный проект. История войны в стихах военных лет. 2 1 1 1 Творческая работа 1 Практическое занятие Проект 1 1 1 2 2 2 2 2 2 Контрольное упражнение Проект Творческая работа Зачёт Зачёт 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 Контрольное упражнение Контрольное упражнение Творческая работа Защита проекта Зачёт Контрольное упражнение Зачёт Защита проекта 9 66 67 68 Индивидуальные проекты «История моей семьи» Разбор заданий конкурса «Эму – марафон» Итого 2 1 1 68 15 1 Защита проекта 1 Контрольное упражнение 53 1. Вводное занятие. Знакомство с работой кружка, планом работы, гимном кружка. Беседа – выявление уровня мотивации, заполнение анкеты. 2. Способы получения информации в современном мире. Сравнение различных источников получения информации: СМИ, Интернет, радио, телевидение, архивы. Контрольные упражнения – тест. 3. Наука и книга. Знакомство со структурой научной книги (содержание, алфавитный указатель, тематические разделы). Контрольное упражнение - отработка приёмов работы с энциклопедией. 4. Самостоятельная работа с литературой. Виды переработки и сокращения текста. Составление плана, таблицы, диаграммы, ленты новостей. Практическое задание – преобразование словесной информации в графическую информацию. 5. Алфавитный каталог. Знакомство с каталожной карточкой, шифр книги, система расстановки карточек. Алфавитно – предметный указатель. Практическое задание - составление каталога классной библиотеки. 6. Справочная литература. Работа со словарями (толковым, орфографическим, орфоэпическим). Работа со словарной статьёй. Требования к составлению словарной статьи. Контрольные упражнения – составление словарной статьи. 7. Периодические издания Работа с периодическими изданиями (газеты, журналы). Знакомство с содержанием газет. Газетные статьи о международных событиях, местные новости. Оформление журнала, журнальные рубрики. Зачёт – создание статьи для газеты и журнала. 8. Интеллектуальные игры. Викторина. Знакомство с понятием викторина. Как подобрать задания для тематической викторины. Практическое занятие - составление и проведение викторины. 9. Игра «Умники и умницы» Подведение итогов 1 полугодия. Выявление уровня интеллектуального развития учащихся. Зачёт – по итогам интеллектуальной игры. 10. Решение олимпиадных задач. Решение олимпиадных заданий, обсуждение допущенных ошибок, работа над ошибками. Контрольное упражнение – решение олимпиадных заданий. 11. Решение логических задач. Решение словесно-логических заданий, решение логических задач через расчёты. Контрольное упражнение – решение логических задач. 12. Разработка и проведение математической игры «КВМ». 10 Поиск заданий для математической игры. Отбор предложенных заданий. Составление игры. Практическое занятие - проведение математической игры. 13. Решение и анализ заданий ЭМУ-марафон. Решение заданий ЭМУ, обсуждение допущенных ошибок, работа над ошибками. Контрольное упражнение – решение заданий ЭМУ. 14. Коллективный проект «Наши любимые игры» Определение темы для настольной игры. Составление правил игры, игрового поля, изготовление игры. Защита проекта. 15. Игра «Предметный калейдоскоп» Выявление уровня одарённости детей в разных учебных предметах. Расширение кругозора, углубление знаний. Выявление победителя. Зачёт по итогам игры. 16. Просмотр и обсуждение фильма. Написание отзыва о фильме. Знакомство с понятием фильм. Значение фильмов для передачи информации, чувств, характера. Понятие – отзыв. Структура отзыва. Зачёт – написание отзыва. 17. Индивидуальные проекты. История моей семьи в истории моей страны. Понятие семья. Семейные ценности, традиции. Родословная. Защита проекта. 18. Решение и анализ олимпиадных заданий. Решение олимпиадных заданий, обсуждение допущенных ошибок, работа над ошибками. Контрольное упражнение – решение олимпиадных заданий. 19. Разработка и оформление тематического стенда. Понятие стенд. Правила оформления стенда. Определение темы стенда, подбор тематического материала. Творческая работа – оформление стенда. 20. Методы самостоятельной работы с информацией. Преобразование информации. Работа с информацией. Методы работы. Способы преобразования информации. Контрольные упражнения – преобразование информации. 21. Работа с периодическими изданиями. Выпуск тематической газеты. Работа с периодическими изданиями (газеты, журналы). Знакомство с содержанием газет. Газетные статьи о международных событиях, местные новости. Оформление журнала, журнальные рубрики. Творческая работа – создание тематической газеты. 22. Учимся составлять кроссворды Знакомство с понятием кроссворд. Виды кроссвордов. Как подобрать задания для кроссворда и составить его. Практическое занятие - составление кроссворда. 23. Рукотворная книга: структура, содержание. Знакомство со структурой книги (содержание, указатель, разделы, главы). Профессии людей, участвующих в создании книги. Проект - изготовление книги 24. Решение логических задач Углубление учебного материала, решение словесно-логических заданий, решение логических задач - расчётов. Контрольное упражнение – решение логических задач. 25. Проект. Разработка и оформление буклета. Понятие буклет, его назначение. Знакомство со структурой буклета (содержание, тематические разделы, оформление). Проект – создание буклета 11 26. Разработка и проведение игры «Литературная гостиная». Знакомство с понятием «Литературная гостиная». Подбор темы и заданий для игры. Творческая работа - составление и проведение литературной гостиной. 27. Дискуссия по прочитанной книге года Понятие дискуссия. Впечатления о прочитанной книге. Вопросы по содержанию. Обмен мнениями. Зачёт – участие в дискуссии. 28. Интеллектуальная игра «Предметный калейдоскоп» Подведение итогов 1 полугодия. Выявление уровня интеллектуального развития учащихся. Зачёт – по итогам интеллектуальной игры. 29. Решение логических задач Углубление учебного материала, решение словесно-логических заданий, решение логических задач - расчётов. Контрольное упражнение – решение логических задач. 30. Решение и анализ олимпиадных заданий, как этап подготовки к конкурсу «ЭМУспециалист» Решение олимпиадных заданий, обсуждение допущенных ошибок, работа над ошибками. Контрольное упражнение – решение олимпиадных заданий. 31. Конкурса буклетов «Правила дорожного движения» Выбор тематического направления буклета. Подбор содержание, разделов. Творческий подход к оформлению. Творческая работа – создание буклета 32. Коллективный проект. Разработка и оформление стендового проекта «Правила дорожного движения» Вспомнить понятие стенд. Правила оформления стенда. Подбор тематического материала. Защита проекта – оформление стенда. 33. Просмотр фильма, дискуссия, написание отзыва о просмотренном фильме. Повторить понятие фильм, значение фильмов для передачи информации, чувств, характера. Понятие – дискуссия. Понятие – отзыв. Структура отзыва. Зачёт – написание отзыва. 34. Решение и анализ олимпиадных заданий повышенной сложности Решение олимпиадных заданий повышенной сложности, обсуждение допущенных ошибок, работа над ошибками. Контрольное упражнение – решение олимпиадных заданий. 35. Анкетирование учащихся по теме «Что я знаю о ВОВ» Понятие анкета. Значение анкетирования. Создание тематической анкеты. Обработка анкет. Зачёт – представление результатов анкетирования. 36. Коллективный проект. История войны в стихах военных лет. Понятие ВОВ. Стихи о войне. Исторические события войны в стихах тех лет. Защита проекта. 37. Индивидуальные проекты «История моей семьи» Понятие семья. Семейные ценности, традиции. Родословная. Защита проекта. 38. Разбор заданий конкурса «Эму – марафон» Решение заданий ЭМУ, обсуждение допущенных ошибок, работа над ошибками. Контрольное упражнение – решение заданий ЭМУ. Тематическое планирование 12 3 год обучения (4 класс) № заняти я 1 2-4 5-7 Тема занятия Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие Знакомство с работой кружка Методы самостоятельной работы с информацией. Преобразование информации. Периодические издания (газеты, журналы) 1 Учимся составлять кроссворды 2 Интеллектуальная игра «Предметный калейдоскоп» Рукотворная книга. Проект. 1 Решение логических задач 2 Проект. Разработка и оформление буклета. 3 Разработка и проведение интеллектуальной игры «Математический КВН». Дискуссия по прочитанной книге. 2 2 2 2 Решение логических задач 3 3 Разработка и проведение интеллектуальной игры «Космическое путешествие» Подготовка и проведение конкурса буклетов «Правила поведения в школе» Решение и анализ олимпиадных заданий, как этап подготовки к ЭМУ Просмотр фильма, дискуссия, написание отзыва о просмотренном фильме. 2 2 3 3 2 2 Проект «Сценарий торжественной линейки». 3 Коллективный проект «Наш дружный класс» 4 3 1 1 3 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 2 2 2 1 4 1 4 3 2 1 2 1 3 3 1 3 13 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Решение и анализ олимпиадных заданий повышенной сложности Коллективный проект. Разработка и оформление стендового проекта «Правила дорожного движения» Анкетирование учащихся по теме ВОВ, обработка и презентация результатов. 2 Коллективный проект. История войны в стихах военных лет. 2 3 3 4 1 3 4 1 3 Индивидуальные проекты «История моей семьи» 4 1 3 Разбор заданий конкурса «Эму – марафон» 3 3 Интеллектуальная игра «В мире сказок» Интеллектуальный марафон «Парад звезд» Итого 2 2 2 2 68 10 58 1. Вводное занятие. Знакомство с работой кружка, планом работы, гимном кружка. Беседа – выявление уровня мотивации, заполнение анкеты. 2. Методы самостоятельной работы с информацией. Преобразование информации. Преобразование информации СМИ, Интернета, радио, телевидения, архивов из текстовой в графическую, таблицу, схему и др. Контрольные упражнения – зачёт. 3. Периодические издания (газеты, журналы) Работа с периодическими изданиями. Подготовка политинформации для детей. Выпуск газеты. Контрольное упражнение – проведение политинформации, выпуск газеты. 4. Учимся составлять кроссворды. Сложный кроссворд. Как подобрать задания для кроссворда и составить его. Практическое занятие - составление кроссворда. 5. Интеллектуальная игра «Предметный калейдоскоп» Выявление уровня одарённости детей в разных учебных предметах. Расширение кругозора, углубление знаний. Выявление победителя. Зачёт по итогам игры. 6. Рукотворная книга: структура, содержание. Проект: Изготовление рукотворной книги по заданным параметрам. 14 7. Решение логических задач Решение словесно-логических заданий, решение логических задач через расчёты. Контрольное упражнение – решение логических задач. 8. Проект. Разработка и оформление буклета. Знакомство с понятием буклет. Как отобрать задания для буклета. Практическое занятие – оформление буклета. 9. Разработка и проведение интеллектуальной игры «Математический КВН». Поиск заданий для математической игры. Отбор предложенных заданий. Составление игры. Практическое занятие - проведение математической игры. 10. Дискуссия по прочитанной книге. Впечатления о прочитанной книге. Вопросы по содержанию. Обмен мнениями. Зачёт – участие в дискуссии. 11. Решение логических задач. Решение словесно-логических заданий, решение логических задач через расчёты. Контрольное упражнение – решение логических задач. 12. Разработка и проведение интеллектуальной игры «Космическое путешествие» Поиск заданий для игры. Отбор предложенных заданий. Составление игры. Практическое занятие - проведение игры. 13. Подготовка и проведение конкурса буклетов «Правила поведения в школе» Выбор тематического направления буклета. Подбор содержание, разделов. Творческий подход к оформлению. Творческая работа – создание буклета 14. Решение и анализ олимпиадных заданий, как этап подготовки к ЭМУ. Решение заданий ЭМУ, обсуждение допущенных ошибок, работа над ошибками. Контрольное упражнение – решение заданий ЭМУ. 15. Просмотр и обсуждение фильма. Написание отзыва о фильме. Знакомство с понятием фильм. Значение фильмов для передачи информации, чувств, характера. Понятие – отзыв. Структура отзыва. Зачёт – написание отзыва. Зачёт по итогам игры. 16. Просмотр и обсуждение фильма. Написание отзыва о фильме. Знакомство с понятием фильм. Значение фильмов для передачи информации, чувств, характера. Понятие – отзыв. Структура отзыва. Зачёт – написание отзыва. 17. Проект «Сценарий торжественной линейки». Подготовка и проведение тематической торжественной линейки для учащихся начальной школы, посвященной 23 февраля. 18. Коллективный проект «Наш дружный класс» Анкетирование учащихся в классах. Сбор фотоматериала, написание статьи о классе. Защита проекта. 19. Решение и анализ олимпиадных заданий повышенной сложности Решение олимпиадных заданий повышенной сложности, обсуждение допущенных ошибок, работа над ошибками. Контрольное упражнение – решение олимпиадных заданий. 20. Коллективный проект. Разработка и оформление стендового проекта «Правила дорожного движения» Вспомнить понятие стенд. Правила оформления стенда. Подбор тематического материала. Защита проекта – оформление стенда. 15 21. Анкетирование учащихся по теме ВОВ, обработка и презентация результатов. Создание тематической анкеты. Обработка анкет. Зачёт – представление результатов анкетирования. 22. Коллективный проект. История войны в стихах военных лет. Понятие ВОВ. Стихи о войне. Исторические события войны в стихах тех лет. Защита проекта. 23. Индивидуальные проекты «История моей семьи» Понятие семья. Семейные ценности, традиции. Родословная. Защита проекта. 24. Разбор заданий конкурса «Эму – марафон» Решение заданий ЭМУ, обсуждение допущенных ошибок, работа над ошибками. Контрольное упражнение – решение заданий ЭМУ. 25. Интеллектуальная игра «В мире сказок» Подбор заданий и проведение игры. 30. Интеллектуальный марафон «Парад звезд» Подведение итогов учебного года. интеллектуального клуба. Присуждение звания «Эрудит» выпускникам 3. Содержание учебного плана При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности. Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся начальных классов, создаются условия для успешности каждого ребёнка через организацию различных видов деятельности, которые направлены на: поиск цели деятельности, её осознания и оформления; формирование навыков работы с информацией, умение слушать, выступать с докладами, дискуссировать при выполнении практических задач; повышение интереса к науке через организацию различных видов деятельности; развитие мышления через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать; 16 формирование мировоззрения учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением практических задач; развитие пространственного воображение через решение задач; формирование умения строить проектные модели реальных явлений, их анализ, исследование явления по заданным моделям; воспитание активности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия через работу в кружке; воспитание эстетической, графической культуры, культуры речи через подготовку и представление докладов, решение задач, презентации и др.; формирование системы нравственных межличностных отношений, культуры общения, умение работы в группах. стремление к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействие открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности применяются дидактические игры, обладающие образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях кружка создается «атмосфера» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков активно практикуется самостоятельная работа школьников. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся. Планируемые результаты. В результате обучения в кружке учащиеся приобретут основные навыки самообразования, умение находить нужную информацию и грамотно её использовать, развитие творческих способностей, логического мышления, получат практические навыки применения теоретических знаний, научатся грамотно применять компьютерные технологии при отборе информации и для презентации результата, разовьют интерес к науке. Личностные результаты - это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых учащимися, в образовательном процессе: - воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; - доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению группы; - целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; 17 Метапредметные результаты – это освоение универсальных учебных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компонентами, составляющими основу умения учиться: - воспитанники научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 18 4. Условия реализации Дополнительной общеобразовательной программы Материально-технические средства обеспечения программы Электронные учебные пособия Методическая литература Учебно-наглядные пособия Инструкции по технике безопасности Таблицы, схемы, фотоматериалы Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации, видеоролики Помещения и оборудование Количество, шт. Кабинет 1 Стул 24 Стол 12 Компьютер 1 Мультимедийный проектор 1 Колонки 1 Кадровое обеспечение Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и С уровнями квалификации 6. При необходимости могут быть привлечены: практикующий психолог, педагог-организатор, юрист, представители общественных организаций. Формы аттестации и контроля В процессе освоения обучающимися предмета преподаватель осуществляет оперативное управление учебным процессом, контролируя качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определѐнными критериями и показателями, а также обеспечивает обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции аттестационных мероприятий. Освоение разделов программы могут контролироваться в форме проведения открытых уроков. Основной формой промежуточной аттестации (по полугодиям) по программе «Умники и умницы» является итоговое занятие в форме показа открытых мероприятий, творческих работ. Итоговые занятия в форме показа творческих работ с приглашением зрителей проводятся в конце учебных полугодий. 19 5. Список литературы 1. Агеева, И. Д. занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие [Электронный ресурс] / И. Д. Агеева. – Режим доступа: http://zanimatika.narod.ru/Book8.htm 2. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2011. №2. С.108-115. 3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций /Собрание сочинений, т. 3. — М., 1983. 4. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27. 5. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126. 6. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы [Текст] /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007. 7. Игровая копилка. Занимательная математика в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://igraemsdetmy.ru/?p=1696 8. Мольц М. Я – это Я, или Как стать счастливым.— М.: Прогресс, 1991. 9. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45. 10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 11. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 – 2000 г. 12. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география [Текст] / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006 13. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000. 14. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 53-67. 15. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24. 16. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 2010. 144 с. 17.К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продлённого дня. 4 класс [Текст] / авт.-сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2008. 20