Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Раз, два и в дамках"

1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
игре в шашки «Раз, два и в дамках» относится к программам физкультурноспортивной направленности и составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.)
«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
13.07.2021г.);
2. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской
области» от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ (с изм. и доп. от 03.07.2020 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изм. от 30 сентября 2020г).
5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
(зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);
6. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 №26;
7. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16
(зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824) (с изм. от
02.12.2020г.);
2

8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм»;
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
10. Устав МАОУ «Белоярская СОШ №1».
11. Положение о деятельности центра образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста».
Реализация программы предполагает освоение стартового уровня.
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа по игре в шашки «Раз,
два и в дамках» является программой физкультурно-спортивной
направленности. Программа разработана для обучающихся 3 – 4 классов и
рассчитана на ознакомительный уровень освоения. Вид программы
профильный, состав группы постоянный.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Интеллектуальная игра «Шашки» является одним из наиболее
распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой старинной,
подлинно народной игре, посвящают свой досуг миллионы людей различных
возрастов и профессий. Игра в шашки вырабатывает объективность
мышления,
воспитывает
настойчивость,
смекалку,
трудолюбие,
целеустремленность, точный расчет, формирует характер, зарождает в
человеке творческое начало. Игра в шашки помогает ребенку быстрее
адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал.
Игра в шашки развивает память и усидчивость, способность предвидеть и
находить нестандартные решения.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей от 8 до 11 лет. Срок реализации
программы – 1 год. Программа построена с учетом возрастных особенностей
и индивидуальных способностей детей. В основе деятельности – принцип
гармоничного сочетания комплекса спортивных, творческих и культурных
мероприятий.
Программа предназначена для детей 3 и 4 классов.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей
деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою
ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры.
3

Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать
интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при
восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его,
эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения
материала является демонстрация. На обучение по программе принимаются
все желающие.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1
академическому часа (один час – 30 минут), с установленными перерывами.
Объём и срок реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения. На реализацию курса
отводится 2 часа в неделю, т.е. - 72 часа в год.
Основные формы занятий:
Словесные: лекция; беседа; рассказ; объяснение педагога; анализ
партий и типовых позиций.
Наглядные: показ видеоматериалов.
Практические: конкурс решения комбинаций, сеанс одновременной
игры; тренировочные партии, матчи.
Основной формой является комбинированное занятие, которое
включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление
предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как
правило, следует игровая часть занятия, то есть непосредственно сама
шашечная игра (практика), и подведение итогов – озвучивание результатов.
Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой
форме, в виде практических занятий, решают задания на память, внимание.
Особенностью методики проведения занятия является разнообразие
активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных
занятий должны быть многообразными, смена которых позволяет
избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
Результативность обучения по программе определяется с помощью
устного опроса, конкурса по решению комбинаций.
Входной контроль осуществляется только в начале первого учебного
года в виде наблюдения за игрой и устного опроса.
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде
конкурса по решению комбинаций.
Итоги реализации образовательной программы дополнительного
образования детей по игре в шашки «Раз, два и в дамках» проводятся на
открытых занятиях для родителей, участия в соревнованиях, турнирах.
4

1.2 Цели и задачи общеобразовательной программы
Цель программы:
создание условий для развития личности обучающегося посредством
обучения игре в русские шашки.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
 познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным
кодексом;
 научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2
хода,
 познакомить с кодексом новичка;
 познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым
рядом;
 научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;
 научить простейшим дебютным схемам;
 научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки
против одной;
 познакомить с основами композиционной игры.
Развивающие задачи:
 развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней
всенародной игре;
 развивать
чувство
гармонии,
креативность,
творческие
способности, умение проводить в жизнь задуманную мысль, то есть
составлять план и реализовывать его;
 развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
 формировать культуру общения и поведения в коллективе;
 прививать навыки здорового образа жизни;
 прививать чувство эстетичности через эстетику шашечной
культуры;
 помочь ребенку в самореализации, осознания собственного «Я»;
 воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность,
активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически
переносить неудачи и поражения.

5

1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план (72 часа)
№
п/п

Количество часов
Темы

Формы
Теория Практика
аттестации и
контроля
2
1
Устный опрос

Всего
1

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
и противопожарной
безопасности. История
возникновения
шашечной игры.

3

2

Гигиена и врачебный
контроль,
самоконтроль.
Шашечный кодекс.
Шашечная азбука.
Основы шашечной
теории. Стратегия и
Тактика.
Общие принципы
разыгрывание партии.
Цель и результат
шашечной партии.
Миттельшпиль
(середина игры).
Тактические приемы и
особенности их
применения
Дебют

4

2

2

6

2

4

12

4

8

12

4

8

Конкурс по
решению
комбинаций

7

3

4

Шашечный
турнир

Эндшпиль (окончание).
Спортивный
режим и ОФП.
Шашечная композиция
Подведение итогов года

13

3

10

12
3

2
1

10
2

Итого

72

23

49

3

4

5

6
7

8
9

6

Итоговое
занятие

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и
противопожарной безопасности, правила поведения на занятиях. История
возникновения шашечной игры. Разновидности шашек. Появление шашек на
Руси. Практическое занятие.
2. Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для
сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о
предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий
жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение
оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и
долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.
Шашечный кодекс. Правила игры. Нотация. Шашечная азбука: доска,
шашки, ходы, бой, дамка. Практические занятия.
3. Общие принципы разыгрывание партии. Цель и результат шашечной
партии.
4. Миттельшпиль (середина игры). Сила центральных шашек перед
бортовыми. Изолированные шашки (нападение на слабую шашку). Игра в
середине партии. Отсталые шашки (а1, h2). Фланги. Ударные колонны.
“Золотые шашки”. Последовательность захвата центральных полей (f4, затем
с5). Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы
комбинации: устранение “мешающих шашек и «доставка» недостающих,
подрыв дамочных, слабых полей, вскрытие. Расчет и план игры. Простейшие
приемы. Идея и механизм комбинаций. Борьба против центральных шашек
соперника. Важность колонны q1, f2, Е3 (b8, C7, d6). Способы постановки
«кола» и «тычка» для атаки в центре. Практические занятия.
5.Стратегия и тактика. Основы шашечной теории. Сущность и цель
игры в русских шашках. Фланги. Элементы шашечной позиции. Понятие о
комбинации. (1, 2-хходдовки) и позиционные приемы (оппозиция, размен).
Основные стадии партии: начало, середина, окончание. Связь теории с
практикой; кодекс новичка. Позиционные приемы игры. Понятия.
Тактические приемы игры. Общие вопросы теории, понятия, термины.
Практические занятия.
6. Дебют. Значение дебютов. Идеи дебютов. Начало партии. Цель хода
сд4. Развитие левого фланга белых (игра за белых). Порядок введения шашек
в игру. Знакомство с дебютами: «отыгрыш» белыми и черными (первые 5-6
ходов); начальные ходы дебютных систем: «кол», «тычок». Практические
занятия.
7. Эндшпиль (окончание). Нормальные окончания. Петля, двойная
петля, четыре дамки против одной, меньшая сторона на главной дороге и без
7

неё (квадрат), три дамки против одной. Понятия: «размен», «скользящий
размен», «оппозиция», «запирание», «столбняк», «петля», «застава», «вилка»
(распорка), «распутье», «трамплин». Дамочные окончания (1х1, 2х1, 3х1).
Спортивный режим и гигиена: гимнастика, сон, питание, двигательная
активность. Личная гигиена шашиста. Практические занятия.
8. Шашечная композиция. Композиция – область шашечного
творчества. Основные виды (жанры) композиции: проблемы, этюды, задачи,
комбинации. Практические занятия.
9. Итоговое занятие.
1.4 Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
 Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений.
 Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
 Определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.

8

 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
Предметные результаты:
 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их
признакам;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать между собой предметы, явления;
 обобщать, делать несложные выводы;
 классифицировать явления, предметы;
 давать определения тем или иным понятиям;
 выявлять закономерности и проводить аналогии.
 уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на
внимание;
 установление причинно-следственных связей;
 построение логической цепочки рассуждений.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
должны знать:
- историю появления шашечной игры, шашечный кодекс;
- правила шашечной игры, буквенно-цифровой ряд и нотацию;
- простейшие дебютные схемы: ход сд4 – развитие левого фланга
белых (игра за белых);
- «отыгрыш белыми и черными (первые 5-6 ходов);
- начальные ходы дебютных систем: «кол», «тычок»;
- основы композиционной игры;
- навыки поведения в коллективе: культурой общения, аккуратностью,
уважительным отношением к товарищу.
должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
9

- простейшие комбинационные идеи в середине игры в 1-2 хода;
- реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против
одной.
2.
Организационно-педагогические
программы

условия

реализации

2.1 Материально-техническое обеспечение






Шашки
Сканер
Компьютер
Фотоаппарат
Цифровая панель.

2.2 Кадровое обеспечение
Педагог
Валентиновна.

дополнительного

образования

–

Белозерова

Галина

2.3 Формы аттестации и контроля
Результативность обучения по программе определяется с помощью
устного опроса, конкурса по решению комбинаций.
Входной контроль осуществляется только в начале первого учебного
года в виде наблюдения за игрой и устного опроса.
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде
конкурса по решению комбинаций.
Итоги реализации образовательной программы дополнительного
образования детей по игре в шашки «Раз, два и в дамках» проводятся на
открытых занятиях для родителей, участия в соревнованиях, турнирах.
2.4 Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный,
наглядный, практический, игровой, деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
 личностно-ориентированные;
 коммуникативные;
 информационно-коммуникационные;
 здоровьесберегающие;
 игровые.
10

Методическая работа
Тема: История возникновения игры в шашки.
Шашки — одна из самых древних игр. Известно, что ими увлекались
еще египетские фараоны. Древние египтяне считали, что шашки изобрел бог
мудрости Тот, а древние греки приписывали создание этой игры вестнику
богов Гермесу, покровителю воров и торговцев.
О популярности шашек на Руси свидетельствуют находки археологов.
Так, в слоях, относящихся к 10 веку, были обнаружены шашки из камня,
янтаря и глины. Считается, что эта игра была завезена на Киевскую Русь
викингами, поскольку похожие шашки, принадлежавшие к той эпохе, были
найдены в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии. В средневековой Европе
умение играть в шашки считалось одной из рыцарских добродетелей.
Во времена Петра I игре в шашки и в шахматы уделялось особое
внимание. На учрежденных императором ассамблеях для игроков выделялась
особая комната.
Первую статью о шашках в России написал в 1803 Н.М. Карамзин.
Среди русских поэтов и писателей шашками увлекались: Г.Р. Державин, А.С.
Пушкин, Л.Н. Толстой.
Наполеон Бонапарт предпочитал шашки шахматам, черпая в этой игре
стратегию ведения боя, известно, что он никогда не расставался во своей
перламутровой шашечной доской.
История шашек, как и многих других игр, уходит в далёкую древность.
Игра, подобная шашкам (Алькерк) была распространена в Древнем Египте и
первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э. Невооружённым
глазом видно сходство игры в шахматы и шашки - об это говорят и клетчатые
доски, и разделение на белые и чёрные фигуры, и поочерёдность ходов, и
многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не
случайны - игра в шашки в современном виде появилась благодаря
французам, которые примерно в 12 веке скрестили египетский Алькерк с
игрой в шахматы.
Метод передвижения шашек по полю (по диагонали) взят из правил
передвижения королевы (ферзя) в шахматах. Именно этот факт в своё время
был причиной того, что шашки в некоторых частях Англии до сих пор
называют draughts - словом, обозначающим ход королевы в шахматах.
Современное название игры шашки (checkers) появилось от слова,
обозначающего шахматную доску - checkered - что в переводе означает
клетчатый. Пилигримы, приплывшие в Северную Америку из тех областей

11

Англии, где игру в шашки было принято называть на современный лад, стали
причиной распространения слова checkers во всех англоязычных странах.
Harold James Ruthven Murray, занимавшийся изучением истории
шахмат и шашек, пришёл к выводу, что шашки распространялись по миру
очень медленно - гораздо медленнее других настольных игр. Об этой игре он
нашёл всего несколько упоминаний в период 12-16 веков.
Всё говорит о том, что игра в этот период была распространена только
на территории Англии, Франции и, возможно, Испании (есть упоминания о
труде первого пособия по шашкам А. Торквемада, вышедшего именно в
Испании в 1547 году, но не сохранившегося до наших дней).
Не найдено было и информации о запретах игры в шашки со стороны
церкви. Хотя в это время церковь запрещала многие старые и новые игры,
включая азартные (карточные, кости) и шахматы.
Исследования Гарольда Мюррэя говорят о том, что в 16-м веке с
шашками что-то произошло и игра начала приобретать популярность и
распространяться по Европе.
Примерно в 1535 году в правила шашек добавляют условие: если
шашку соперника можно бить, то игрок обязан это делать. Это правило игры
используется до сих пор в неизменном виде.
Первый Чемпионат Мира по шашкам был проведён в 1847 году и
выигран представителем Шотландии, Andrew Anderson, выигравшем у
соотечественника James Wyllie. Игра проходила в стиле ходи как нравится.
Далее турниры проходили постоянно и победителями становились
представители уже не только Шотландии, но и других стран - Англии, США
и т.д.
Игра в шашки в стиле ходи как нравится, в большинстве случаев
используется новичками и приводит к ничейным результатам. Чтобы
уменьшит количество партий, сыгранных в шашки в ничью, в 1890-м году в
правила игры внесли двухходовый запрет - первые 2 хода выбирались
случайно. Позднее, в 1934-м году ввели и правило трёхходового запрета, в
котором первые 3 хода выбирались случайно, но уже из списка допустимых
комбинаций.
Из истории шашек. От игр фараонов до стоклеточных шашек. Игры,
подобные современным шашкам (т.е. одинаковыми фигурами на досках, на
которые нанесены сетки из пересекающихся линий), были известны еще в
глубокой древности. Так, при раскопках в Египте обнаружена древняя
«шашечная» доска с похожими друг на друга фишками и несколько
изображений, запечатлевших игроков в процессе игры. В «египетские
12

шашки» (как назвали эту игру специалисты) играли и простые люди, и знать
– вплоть до фараонов.
Причем иногда за неимением доски игра велась прямо на земле, где от
руки расчерчивали сетку.
Свои «шашки» были в древней Греции, Лидии, Фригии и др. местах.
Чрезвычайно распространенная в древнем Риме игра «латрункули» (от
«латро» – букв. воин, наемный солдат) относится к числу прямых
предшественников европейских шашек. Упоминания о подобных играх
можно найти в мировом фольклоре, литературных произведениях и трудах
ученых (включая Одиссею Гомера, сочинения Геродота и римских авторов).
По одной из версий, шашки как таковые произошли от мавританской
игры «алькерк», где использовались 12 фишек с каждой стороны и
существовало правило взятия чужой фигуры «прыжком» через нее. Правда,
фигуры в алькерке устанавливались на пересечении линий игрового поля, в
шашках же они стали ставиться на поля-клетки – аналогично шахматным
фигурам. (Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, какая из
этих популярных игр «первична» по отношению к другой: шахматы к
шашкам или наоборот? Но родство их несомненно, что, среди прочего,
подтверждается и некоторым сходством в терминологии.)
В средневековой Европе умение играть в шашки было составной
частью рыцарского воспитания (по одной из версий, бытовавшее ранее
название шашечной игры «дамы» обязано своим происхождением
характерному для рыцарского сословия культу прекрасной дамы).
Предпринимались попытки теоретического осмысления игры. Автором
первого пособия по шашкам считается А. Торквемада: оно вышло в Испании
в 1547, но до наших дней не сохранилось и известно лишь по упоминаниям и
описаниям в других источниках.
Примерно сто лет спустя похожие книги появляются во Франции, а
затем и в др. европейских государствах.
Шашки приобретают всю большую популярность в разных странах. В
19 в. стали проводиться национальные шашечные чемпионаты (в том числе в
России). Из-за отсутствия единых правил игры долгое время не удавалось
организовать международные соревнования по шашкам. Наконец, был
найден «компромисс» в виде 100-клеточных шашек (существует несколько
красивых легенд о происхождении этой игры, исторические же источники
свидетельствуют лишь, что она наверняка была известна во Франции еще в
нач. 18 в. – этот период и принято считать временем рождения французских –
позднее международных – шашек).
13

В кон. 19 – первой трети 20 вв. проводились неофициальные
чемпионаты мира по 100-клеточным шашкам. В них побеждали
преимущественно родоначальники игры – французы (И. Вейс, С. Бизо, М.
Фабр, М. Райхенбах, П. Гестем), в 1910–1930 мировой титул выигрывали
также голландцы Г. Хообланд и Б. Шпрингер.
Всемирная федерация шашек (ФМЖД). Основана в сентябре 1947. В
том же году Федерация учредила звание Международного гроссмейстера
(присваивается в разных видах шашек).
А уже в 1948 прошел первый в истории официальный чемпионат мира
по шашкам (международным), победителем которого стал П. Роозенбург
(Нидерланды), после этого еще трижды повторивший свой успех. С выходом
на международную арену в середине 1950-х наших спортсменов основная
борьба за звание сильнейшего шашиста в мире, как правило, ведется между
представителями СССР (России) и Нидерландов, признанных «шашечных
держав». (В Голландии с давних пор существует массовый интерес к
шашкам. Она считается центром развития стоклеток. В стране существует
около 400 профессиональных шашечных клубов. Все это обеспечивает
высокий общий уровень, что в командных встречах с россиянами во многом
компенсирует голландцам отсутствие в настоящее время мастеров экстракласса.)
В кон.1950 сер.1970-х семь раз чемпионом мира становился И.
Куперман (СССР). Трижды лучшим признавался другой советский шашист А. Андрейко. Затем пришла эпоха Х. Вирсмы, голландского мастера, 6 раз
завоевывавшего чемпионский титул. Четырежды чемпионом был А. Гантварг
(СССР). Но больше всех на мировых первенствах преуспел россиянин А.
Чижов, в период с 1988 по 2000 выигравший 9 титулов. Еще несколько
шашистов в разные годы завоевывали звание чемпиона один (М. Делорье Канада, Б. Си - Сенегал, Я. Ван дер Вал - Нидерланды, Г. Валнерис - Латвия,
А. Шварцман - Россия) и два раза (В. Щеголев и А. Дыбман оба СССР, Т.
Сейбрандс - Нидерланды).
Россиянин А. Георгиев дважды (в 2002–2003) добился успеха и имеет
все шансы улучшить свое достижение. Обладатель высшего титула
определяется в круговом турнире, затем он отстаивает свое звание в матче с
победителем либо следующего мирового первенства, либо турнира
претендентов.
С нач. 1970-х разыгрывается первенство мира среди юниоров (первым
победителем стал Н. Мищанский), проводятся международные женские
турниры. Среди шашисток нет равных З. Садовской (девичья фамилия
Голубева), представлявшей ранее Белоруссию, затем – Латвию – 11 побед на
14

чемпионатах мира. По 5 титулов у Е. Михайловской (1973–1977) и Е.
Альтшуль (1980–1985), трижды была чемпионкой О. Левина (1987–1993). В
1979 сильнейшей стала Л. Ильина (Сохненко). В 2001–2002 чемпионкой
была россиянка Т. Тансыккужина, в 2003 уступившая титул О.
Камышлеевой, представляющей Нидерланды.
ФМЖД проводит также командные первенства, шашечные Олимпиады
и др. соревнования (включая чемпионаты по молниеносным и быстрым
шашкам, а также по заочной игре) Составляемые ФМЖД рейтинги шашистов
обновляются два раза в год (в январе и в июле).
Проводятся чемпионаты мира по шашкам-64 (русская и бразильская
версии). Первым чемпионом мира по шашкам-64 (по правилам
международных шашек) стал в 1985 А. Кандауров, а чаще других (5)
выигрывал этот титул А. Шварцман. С начала 1990-х проводятся мировые
чемпионаты и по русским шашкам, первым победителем стал россиянин М.
Амриллоев. (Действующая в России Международная ассоциация русских
шашек (МАРШ) разыгрывает собственные первенства мира: первым
чемпионом среди мужчин по версии МАРШ стал Ю. Королев, среди женщин
– Е. Бушуева, – проведение подобных соревнований вызвало конфликт с
ФМЖД и последующее исключение из нее Федерации шашек России). В
Международной федерации действует также секция-64 (чекерс).
Штаб-квартира ФМЖД располагается в Нидерландах. В нее сейчас
входят национальные федерации 50 стран Азии, Африки, Америки и Европы.
Федерация
является
членом
ГАИСФ
(Генеральная
ассоциация
международных спортивных федераций), ведет работу по признанию шашек
олимпийским видом спорта.
Еще одна международная организация – Европейская конфедерация
шашек (ЕДК). С 1965 она проводит чемпионат Европы (первоначально –
Кубок Европы), разыгрывает Кубок конфедерации, Кубок чемпионов по
международным шашкам, проводит соревнования среди молодежи, женщин
и ветеранов.
Континентальные соревнования по шашкам проходят также в Америке,
Африке и Азии.
Вывод
Учатся правильно разыгрывать те или иные позиции до выигрыша,
также безошибочно разыгрывать изученные дебюты. Решение задач на
демонстрационной доске.
Упражнения на шашечной доске.
Анализ партий и типовых позиций. Упражнения на шашечной доске,
фиксация важнейших моментов в результате анализа.
15

Во время тура, практической игры, педагог должен запоминать
поучительные моменты в партиях и при разборе делать свои замечания
всеобщим достоянием, нужно приучить ребят серьёзно относиться к своему
творчеству. Важнейший принцип - не обрушивать на ребенка при анализе
отдельной партии слишком много информации. Достаточно подчеркнуть 2-3
принципиальных момента. После партии заставить воспитанника обобщить:
каковы были главные неточности или ошибки по ходу игры? Анализ может
быть с одним ребенком или всей группой.
Сеансы одновременной игры. Упражнения на шашечной доске. Сеансы
могут носить учебный и чисто спортивный характер.
Участие в соревнованиях. Участие в турнирах осуществляется внутри
тренировочной группы: классификационные турниры, матчи и т.д.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год, лучшие
результаты, задачи на следующий учебный год, задания на лето, несколько
слов по каждому обучающемуся, вручение грамот, призов.

16

Список литературы для педагога
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное
образование.
стандарты
второго
поколения.
Москва
«Просвещение» 2011.
2. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский – М.,1996
3. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета
в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
4. Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шашки как учебный
предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
Список литературы для детей
1. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский – М.,1996
2. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета
в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
3. Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шашки как учебный
предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».