СОДЕРЖАНИЕ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 6 1.3. Содержание общеразвивающей программы 7 1.4. Планируемые результаты 17 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Материально-технические средства обеспечения программы 20 2.2. Кадровое обеспечение 20 2.3 Формы аттестации 20 2.3.1. Оценочные материалы 21 2.4. Итоговая аттестация 27 2.5 Методические материалы 29 2.6 Список литературы 32 2 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный медиацентр» относится к программам социально- педагогической направленности и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021г.); 2. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ (с изм. и доп. от 03.07.2020 г.); 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. от 30 сентября 2020г). 5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573); 6. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26; 3 7. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16 (зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824) (с изм. от 02.12.2020г.); 8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»; 9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 10. Устав МАОУ «Белоярская СОШ №1». 11. Положение о деятельности центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Актуальность Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные, телевидение, радио, мобильные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание школьного Медиацентра, где проходит изучение всей совокупности 4 средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме, создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Школьный медиацентр — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И, конечно же, показать публично результаты своей работы. Важная особенность работы состоит в том, что она является коллективной социально-значимой деятельностью. Трансляция с мероприятия, новостной блок, тематические видеоролики, медиастатья могут быть подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Одна из особенностей программы «Школьный медиацентр» - ее практико-ориентированный характер. Обучающиеся проходят обучение в процессе работы над реальным медиапродуктом – пополнение видео-, фотоархива со школьных и городских праздников и мероприятий, работа над созданием медиатекстов, официального сайта, видеоновостей мультимедийное о событиях сопровождение в школе для традиционных мероприятий, фестивалей, конкурсов. Главной задачей также является не только выпуск готовых медиапродуктов (передач, видеороликов) по запланированному графику, но и обучение воспитанников по данному направлению через тренинги, мастер-классы, участие в конференциях и конкурсах. Адресат программы Программа рассчитана на детей от 13 до 17 лет. Срок реализации программы – 1 год. 5 Режим занятий: Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Объем общеразвивающей программы составляет 186 учебных часов. Продолжительность освоения общеразвивающей программы: составляет 1 учебный год. Формы организации образовательного процесса Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный медиацентр» нацелена на творческую самореализацию учащихся в общеобразовательные школы. В ней использованы эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие работу с одаренными детьми: - творческие проекты; - круглые столы; - тренинги «Берем интервью»; - регулярный выпуск новостей в школьной группе в социальной сети и видеороликов; - конкурс анонсов, афиш; - конкурс видеороликов; - мастер-классы, дискуссии для юных журналистов; - контрольные: прием видеороликов и другой медиапродукции. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы «Школьный медиацентр» - создание единого образовательного пространства для успешной социализации личности учащегося в условиях современных информационных технологий. Задачи программы: Образовательные: 6 1. Организовать деятельность школьного Медиацентра - одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся. 2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др. 3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний. 4. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений. 5. Создать живую, активно работающую информационную среду. Развивающие: 1. Способствовать повышению работоспособности учащихся. 2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности. Воспитательные: 1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки; 2. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными источниками информации. 3. Воспитывать дисциплинированность. 4. Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный план № Название раздела, темы 1 Введение. Я и медиапространство Информационные и мультимедийные технологии 2. Количество часов всего теор практи ия ка 14 5 9 14 5 9 Формы аттестации/ контроля роликпрезентация медиастатья 7 3 Медиапрограммы 25 10 15 4. Источники информации 26 10 16 5. Практика речи 12 4 8 6. Жанровое разнообразие 16 6 10 7 «Медиаобразование на материале рекламы» 15 6 9 8 Фотография 20 6 14 9. Компьютерная графика 20 8 12 10. Интернет-среда. Современные СМИ 23 6 18 11. Итоговый контроль 1 66 120 Итого: 186 презентация проекта «Мой герой» Защита групповых работ тестирование «Речевая грамотность» Играсоревнование «Все, что вы хотели спросить» создание рекламного текста выставка фотопроектов создание афиши или трейлера для школьного мероприятия собственный медиапродукт на личной странице в «ВКонтакте» защита проекта Содержание учебного плана 1. Введение. Я и медиапространство (14 часов) Вводное занятие. Знакомство. Откуда люди узнают о том, что происходит в их городе, стране, в мире. Интерактивная игра: Что Я хочу узнать и чему научиться. Цели и задачи. Позволит выявить основные интересы и мотивы ребенка, построить индивидуальную целеполаганию. 8 Новостная редакция. Кто есть кто? Знакомит с составом редакции, функционалом. Мини-тест на выявление наклонности к той или иной направленности. Интерактивная игра: Строим ньюс-рум. Выбираем главных редакторов групп. Что такое ньюс-рум. Как правильно организовать рабочее пространство, помогающее задействовать все ресурсы. Самые главные отделы редакции и их редакторы. Работа редакции новостей. Игра «Ищи и найди». Интерактивная игра: «У каждого своя елка». Пример описания места событий. Отработка в парах приема описания события в форме тренинга. «Инфотеймент». Что это такое? Принцип «Информируем, развлекая». Игра-презентация своего коллектива. Текущий контроль: задание на дом: снимаем ролик-презентацию по предложенной теме. 2. Информационные и мультимедийные технологии (14 часов) Классификация технологий по типам телевещания. По типу информации это могут быть: · текстовые, табличные, графические, звуковые, видео и мультимедийные данные. Особенности каждого типа, как источника передачи информации. Работа с таблицей. Форматы. История смены формата. Исследователи медиа Альберт Моран и Джастин Мэльбон. Корень формата. Формула определения возраста аудитории и работа в парах. «Обертка» формата. Стиль и содержание. Целевая аудитория. Работа со статистикой. Выявление интересующих тем для дальнейшего планирования работы выидеогруппы. Информационные поводы Ньюсмейкерство – целенаправленная деятельность по превращению любого события в жизни фирмы в элемент паблисити, бесплатно распространяемой о фирме интересной (и, безусловно, правдивой) информации. Концепция государственной информационной политики . 9 Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. 6 основных вопросов для новостей. Мониторинг - это отслеживание публикаций по конкретной тематике в СМИ. Две основные составляющие мониторинга контекст (список ключевых слов) и база СМИ (список источников). Топ-лайн. Head-line – заголовок, привлекающий внимание. Тренинг по созданию ярких заголовков. Конвейер новостей, что это такое. Текущий контроль: пишем медиастатью по заданной теме. Ребятам дается индивидуальное контрольное задание, по итогам которого они должны предоставить новостную статью. 3. Медиапрограммы (25 часов) Новостные сюжеты и аналитические программы – как разновидность программ телевещания. Этапы создания телепередач. Телевизионные жанры. Специфика регионального тележурналистики. Дать телевидения. определению Особенности понятия детской «Развлекательная программа», их разновидности, особенности. Принцип построения ток-шоу. Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу. Работа с аудиторией ток-шоу. Ведущий ток-шоу: требования и особенности работы. Жанры журналистики: репортаж, интервью. Краткая характеристика информационных жанров. Алгоритм построения статьи в жанре «интервью», «репортаж». Эффект присутствия. Интерактивная игра «Спроси звезду о главном…». Погружение ребят в роль репортера в поисках сенсации, отработка навыка создавать репортаж и брать интервью. Интерактивная игра студии «ФрешМедиа», позволяющая погрузиться в роли редакторов студии и рядовых работников. Игра построена на основе тимбилдинга. 10 Новостной проект (ищем героев). Работа в паре, где каждому дано задание, нацеленное на поиск информации, ее обработке, фотоиллюстрировании и создании черновика статьи. Задание на дом: проектная работа «Мой герой». Оформление черновика в готовую работу. Текущий контроль: презентация проекта «Мой герой» - контрольное задание в форме публичного выступления. Работа выполняется с учетом пройденного материала. 4. Источники информации (26 часов) Запись выпусков новостей. Новостные сюжеты. Критерии отбора новостей. Вѐрстка новостного выпуска. «Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей. Репортажи. Цели и особенности. Активное слушание. Коммуникативные техники. Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при съѐмке репортажа. Монтажные программы «CoolEditPro» и «SoundForge» - знакомство с программой для диджеев, саунд продюссеров и всех тех, кто работает с музыкой. В программу входят набор утилит, предназначенных для работы со звуком, большое количество фильтров, эффектов, а также мультиформатный конвертер. Тренажеры репортажей. Создание титров и заставок. Эффекты перехода, использование функций. Видеофильтры. Съемка новостного сюжета, озвучание, монтаж (face to faсe). Выбор плана при съѐмке человека. Монтаж по крупности. Обрезка, «воздух». Съѐмка взаимодействующих объектов. Съѐмки диалога. «Правило восьмѐрки». Панорама. Переход фокуса. Движение камеры. Монтажная фраза. Композиция кадра. Импортирование видеофайлов на компьютер. Основные правила и меры безопасности при обращении с компьютером. Работа с видеофайлами на компьютере. Программы для обработки и просмотра видеофайлов. Требования к компьютеру для видеомонтажа. 11 Технология нелинейного видеомонтажа. Работа с программой видеомонтажа. Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета. Запись закадрового текста. Основные инструменты программы видеомонтажа. Интерфейс программы. Форматы видеофайлов. Настройки программы для начала работы. Групповая работа: Репортаж «Один день из жизни школы». Видеосъемка готового материала. Монтаж, работа с видеоархивом Текущий контроль: Защита групповых работ в форме публичного выступления с использованием медиа сопровождения. 5. Практика речи (12 часов) Упражнения для каждого участника группы. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Составление рассказа от имени главного героя или особенностей второстепенного его персонажа; характера, лексики медиатекста и т.п. с сохранением («идентификация», «сопереживание», «сотворчество»); перенесение персонажа медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.); составление рассказа от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, с изменением ракурса повествования в парадоксальную, фантастико-эксцентрическую сторону; Учимся говорить грамотно, а писать правильно. Практическая игра: составление рассказа от имени главного героя или второстепенного персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. («идентификация», «сопереживание», «сотворчество»); перенесение персонажа медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.); составление рассказа от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, с изменением ракурса повествования в парадоксальную, фантастико-эксцентрическую сторону; 12 составление монологов (воображаемых «писем» в редакции газет и журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиа восприятия. Личный список слов-ошибок – тренинг по выявлению речевых и стилистических ошибок в устной и письменной речи. Интерактивная игра «Как не делать репортаж» - чередования эпизодов, вызывающих (шоковые, положительные грустные) психофизиологическую (радостные, эмоции у веселые) аудитории, то и отрицательные есть опора на сторону восприятия на примере конкретного медиатекста массовой (популярной) культуры; Дресс-код стендапов. «Говорящий фон». Съѐмка «стенд-апа». Звуковые эффекты Текущий контроль: тестирование «Речевая грамотность» - контрольное задание 6. Жанровое разнообразие (16 часов) Основы операторского мастерства. Основы современной ТВ и видео продукции, механизмы ее производства. Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи. «Картинка» - основа телесюжета. Алгоритм работы оператора при съёмке телесюжета. Съёмки в особых условиях освещенности. Как делать телеэссе, зарисовку, телепутешествие. Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками». Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов. Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап». Взаимодействие в команде. Как снять то, что хочешь, а не то, что получилось. Тимбилдинг. Основы работы с видео камерой. Устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой. Функциональное назначение элементов 13 управления видеокамерой и их грамотное применение. Техника безопасности при работе с видеокамерой. Требования к видеоряду. Основные правила видеосъёмки. Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали. Устойчивость камеры при съёмках без штатива. Обработка полученного материала. Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр. Использование «перебивок», деталей. Текущий контроль: Игра-соревнование «Все, что вы хотели спросить», проверяющая знания по данному разделу. 7. «Медиаобразование на материале рекламы» (15 часов) История возникновения и развития рекламы. 1) Возникновение рекламы в России. Первые рекламные ролики. Что способствовало возникновению и развитию рекламы. Реклама: понятие, функции, цели и виды. Виды рекламы, способ воздействия рекламы, способ выражения рекламы, рациональная реклама, эмоциональная реклама, «жесткая» и «мягкая» реклама, имиджевая реклама, стимулирующая реклама, реклама стабильности, внутрифирменная реклама, реклама в целях расширения сбыта продукции, увещевательная реклама, сравнительная, подкрепляющая, превентивная, информирующая реклама. Классификация рекламы. Три основные классификации рекламы (визуальная, аудиальная, аудиовизуальная). Данные классификации позволят учащимся определить рекламу как особый жанр публицистики. Особенности функционального назначения рекламных текстов. Основная цель рекламы. Две основные функции: а) инфармативную (информирует или сообщает о том или ином товаре или услуге); б) воздействующую (побуждает воспользоваться данной услугой или приобрести данный товар). 14 Лингвистические особенности рекламных текстов: лаконичность, необычность, оригинальность, экспрессивность, сигнальный характер, языковое наполнение текста. Структура рекламного текста. Компоненты рекламного текста: заголовок, лозунг, зачин, информационный блок, справочная информация, лозунг 2 (девиз). Содержание композиционной части рекламного текста. Целевое назначение структурного элемента. Специфика отбора языковых средств для рекламных текстов. Языковые средства: с отклонениями от норм: сочетание латиницы с кириллицей, соблюдение норм дореволюционной орфографии, игра слов, каламбур, окказионализмы, персонификация, фонетические повторы, дефразеологизация. Без отклонения от норм: глагольные формы, конкретные существительные, специальная терминология, риторический вопрос, инверсия, повторы. Текущий контроль: создание рекламного текста по заданной теме. Творческий синтез - командная работа по самостоятельно выбранному типу творческого проекта. 8. Фотография (20 часов) Для чего люди снимают фотографии? О чем может рассказать фотография. Фотографии – застывшее мгновение. Какие бывают фотографии. Фотографии семейные и фотографии в газетах, журналах, книгах - чем они отличаются. Особенности фотожанров. Фотография и картина - чем они отличаются. Сравнительный анализ репродукций портретов и фотопортрета. Составление таблицы сравнений. Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. Практическое занятие по теме портрет. Работа с фотографией. Из чего состоит фотоаппарат и как он работает? Правила фотосъемки. Фокусировка. Экспозиция. Выдержка. Диафрагма. Обращение с фотокамерой, техника при работе с фотокамерой. Практическое задание: предметная фотосъемка - Съемка еды 15 Программы по обработке фотографий. Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий. Тренинг Редактирование фотографий-пробников. Жанр “Репортаж”. Практическое занятие по теме репортаж. Подготовка фотографий к фотовыставке. Текущий контроль: выставка фотопроектов. 9. Компьютерная графика (20 часов) Назначение графических редакторов. Растровая графика. В чем различия между растровыми редакторами Corel Photo-Paint и Adobe Photoshop? Объекты растрового редактора. Инструменты графического редактора Paint.Net: Панель Инструменты, Панель Палитра, Панель Слои, Панель Журнал; объекты растрового редактора (точка, линия, замкнутая область, изображение). Основные действия с объектами. И возможности инструментов графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом. Как сделать фигуру привлекательной. Цветовое решение. Масштабирование. Практикум по созданию Афиши, анонса. Назначение графических редакторов. Векторная графика. Объекты векторного редактора. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом. Изучение программ Picture Manager, Paint.NET, Movavi Photo Editor и др. Практикум. Сканирование рисунков, фотографий. Обработка изображений с помощью программ. Работа с программой Adobe Photoshop. Знакомство с Adobe Photoshop: Изучение строки меню и меню файл и редактирование. Общая коррекция изображений. Редактирование фотографий-пробников. Наложение слоёв на фотографии-пробники. Основы оформительской работы. Понятие о коллаже. Цифровой фотомонтаж изображений. Текущий контроль: создание афиши или трейлера для школьного мероприятия. 16 10. Интернет-среда. Современные СМИ (23 часа) Отличие интернет-изданий от прочих. Понятие WEB 2.0. Примеры рубрик веб-газеты Ytube, INSTAGRAM, VK, Facebook особенности этих ресурсов. Коллективное взаимодействие в современных информационных системах. Инструменты создания информационных объектов для Интернета. Публичное лицо – минусы и плюсы. Стиль и манера поведения на публике. Анализ поведения известных личностей. Профессия – блоггер. Кто это? Оригинальность и полезность. Разработка концепции и названия канала на YouTub. Основные этапы производства видеопродукта Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров. Создание поста для ВК Написание интернет-статьи. Сколько задач может решать однаединственная статья. Актуален ли для статей принцип "слоеного пирога". Заголовок и вводный абзац - как написать? 11 способов начать статью. Корректировка текста. Газетный стиль, его специфика. Работа на ПК. Назначение специальных систем для работы в глобальной сети. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU и ее возможности). Просмотр материалов. Заметка на дискуссионную тему. Формирование умения работать с текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей. Создание Интернет-опроса. Задание на дом: публикация на своей соц-странице поста. Анализ охвата аудитории, популярности информации 11. Итоговый контроль: собственный медиапродукт на личной странице в «ВКонтакте». 1.4. Планируемые результаты Личностные результаты программы по социально-педагогическому направлению «Школьный медиацентр»: 17 развитие - таких важных личностных качеств, как коммуникабельность, общая эрудиция, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело; -активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; -проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; дисциплинированности, -проявление трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; -оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно; - средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; - учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; - иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями; 18 - получить ориентацию на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности, уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. Коммуникативные УУД: - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре, реализации творческого проекта и следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор, корреспондент, фотограф, монтажер и др.). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Предметные результаты: Первостепенным результатом реализации программы будет создание максимальной возможности проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности, создать условия для профессионального самоопределения и подготовки будущих корреспондентов, дикторов, операторов, монтажеров. Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности (качества) в любой ситуации. Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиапродукта, умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях. В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны коммуникации, учащиеся будут 19 демонстрировать такие качества личности как: лидерство, творческий подход к труду, товарищество, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление реализовать себя в профессиональном плане. 20 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Материально-технические средства обеспечения программы Электронные учебники и электронные учебные пособия Методическая литература Программы Movavi Photo Editor, Sony Vegas, Picture Manager, Paint.Net, Corel Photo-Paint, Photoshop и др. Учебно-наглядные пособия Инструкции по технике безопасности Таблицы, схемы, фотоматериалы Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации, видеоролики Помещения и оборудование Количество, шт. Кабинет 1 Компьютер По возможности компьютерный класс Стул 22 Стол 12 Ноутбук 1 Мультимедийный проектор 1 Видеокамера 1 Колонки 1 2.2. Кадровое обеспечение Педагог-организатор Романова А.В. 2.3 Формы аттестации В ходе реализации программы оценка ее эффективности осуществляется в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля. Педагог использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование, зачётные задания и т.д. Текущий контроль осуществляется в течение учебного года 21 в форме тестирования, публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения групповых заданий. Промежуточный контроль для определения результативности обучающихся педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную или заданную тему. Итоговый контроль осуществляется по окончании прохождения всей программы в форме публичной защиты своей проектной работы, а также обучающимся объединения засчитываются результаты итогового контроля при наличии документов, подтверждающих призовые места муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов. 2.3.1. Оценочные материалы Тест «Речевая грамотность» - https://gramotei.online/demo/run. Позволяет проверить знания по пунктуации и орфографии в форме онлайн-тестирования. Справившиеся с этим заданием проходят собеседование с педагогом на наличие речевых ошибок. Обратная связь Оценивание по 12 бальной шкале. «1-6 баллов»- оценка 3 «6- 10 баллов» - оценка 4 22 «11- 12 баллов» - оценка 5 1-30 – оценка 3 30- 50 - оценка 4 50- 60 – оценка 5 ФИ уч-ся Критерии Балл Учитель Грамотность Объем информации Умение излагать свои мысли Связь с современностью Знание особенностей Публицистического стиля Критерии контрольного задания: «Репортаж», «Новостной пост» Результат Умение создавать авторский текст в жанре репортажа и новостной статьи. УУД, личностные результаты Осознание личной позиции по обсуждаемому вопросу (ценностное самоопределение) и умение ее предъявлять. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдая нормы построения текста. Критерии результативности программы Все учащиеся научатся создавать авторский текст в жанре репортажа, новостной статьи, ролика. Объекты оценивания и критерии их оценки (критерии оценки деятельности учащихся) Объект оценивания: авторский текст в жанре репортажа и новостной статьи, ролика. Требования к объекту оценивания: 1. Тема задается учителем. 2. Наличие заголовка текста, соответствующего теме репортажа. 3. Указание автора текста. 23 4. Отсутствие речевых и грамматических ошибок в тексте. 5. Объём текста: 1-2 печатных листа, 14 кегль, интервал 1,5, шрифт Times New Roman. Критерии оценки 1.1.Наличие авторской позиции (авторского мнения, отношения к описываемому событию, явлению). Показатели 1. Критерии авторства Количество читателей репортажа, которые одинаково формулируют содержание авторской позиции (авторского мнения, отношения): - более 90 % – 10 баллов; - от 50 до 90 % – 7 баллов; - от 20 до 50 % – 4 балла; - менее 20 % – 2 балла; - все читатели затрудняются выделить авторскую позицию – 0 баллов. 1.2. Применение средств предъявления Количество использованных средств: авторской позиции, адекватных жанру - 2 и более – 10 баллов; репортажа: прямое высказывание - 1 средство – 7 баллов; отношения (критика, одобрение, - Отсутствие средств – 0 баллов. комментарии и др.); выделение наиболее значимых с точки зрения автора эпизодов; эмоционально - окрашенный стиль текста и др. 2. Критерии соответствия жанру 2.1. «Композиция репортажа». Соблюдение требований к композиции; последовательность изложения: - все требования соблюдены репортажа, события переданы последовательно – 10 баллов; - одно требование не соблюдается, события переданы последовательно – 7 баллов; - все требования соблюдены, хронология событий нарушена – 5 баллов; - одно требование не соблюдается, хронология событий нарушена – 2 балла; - требования нарушены, последовательность событий отсутствует – 0 баллов. 2.2.Применение средств, создающих Количество использованных средств, создающих «эффект присутствия»: свидетельство «эффект присутствия»: очевидцев, прямая речь, диалоги, - три и более – 10 баллов; обращение к деталям описания, - два – 7 баллов; эмоциональное состояние автора. - одно – 5 баллов; - средства не использованы – 0 баллов. 2.3.Достоверность информации: Количество ошибок: отсутствие ошибок в используемых - ошибок нет – 10 баллов; названиях, фамилиях, правильная - одна ошибка, обнаруженная редактором в ходе передача слов участников события, подготовки материала к печати – 5 баллов; правдивое описание действия и др. - на материал подана рекламация, информация рекламации подтвердилась – 0 баллов. 24 Требования к презентации в Power Point Основные слайды презентации Виды слайдов Шрифт Требования Структура презентации: Для любого типа презентации: 1-ый слайд – титульный лист – тема, автор, логотип; 2-ой слайд – сведения об авторе; 3-ий слайд – содержание презентации с кнопками навигации; в конце – список используемых источников завершающий слайд – повторение контактной информации об авторе. Для обеспечения наглядности следует использовать разные способы размещения информации и разные виды слайдов: с текстом с иллюстрациями; с таблицами; с диаграммами; с анимацией Текст должен быть хорошо виден. Размер шрифта должен быть максимально крупным на слайде! Самый «мелкий» для презентации – шрифт 24 пт (для текста) и 40 пт (для заголовков). Лучше использовать шрифты Arial, Verdana, Tahoma, Comic Sans MS Интервал между строк – полуторный. Примечания На 2-ом слайде размещается фотография автора, информация о нём и контактная информация. Кнопки навигации нужны для быстроты перемещения внутри презентации – к любому слайду можно добраться в 2 щелчка. Соблюдайте основные правила цитирования и авторские права!!! (обязательно указание первоисточников материалов: откуда взяли иллюстрации, звуки, тексты, ссылки; кроме интернет-ссылок, указываются и печатные издания) Желательно устанавливать ЕДИНЫЙ СТИЛЬ шрифта для всей презентации. Содержание информации При подготовке текста презентации в обязательном порядке должны соблюдаться общепринятые правила орфографии, пунктуации, стилистики и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.), а также могут использоваться общепринятые сокращения. Форма представления информации должна соответствовать уровню знаний аудитории слушателей, для которых демонстрируется презентация. В презентациях точка в заголовках ставится. Объем Недопустимо заполнять один слайд Размещать много мелкого текста на 25 информации Способы выделения информации Использова ние списков Воздействие цвета Цвет фона Размещение изображений и фотографий слишком большим объемом информации: единовременно человеку трудно запомнить более трех фактов, выводов или определений. Наибольшая эффективность передачи содержания достигается, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Следует наглядно размещать информацию: применять рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки. Если хотите привлечь особое внимание, используйте рисунки, диаграммы, схемы, таблицы, выделяйте опорные слова. Списки из большого числа пунктов не приветствуются. Лучше использовать списки по 3-7 пунктов. Большие списки и таблицы разбивать на 2 слайда. Важно грамотное сочетание цвета в презентации! На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Учитывайте, что цвет влияет на восприятие различных групп слушателей по-разному (дети, взрослые, деловые партнеры, участники конференции и т.д.). Для фона выбирайте более холодные тона (предпочтительнее) или светлый фон и темные надписи. Пёстрый фон не применять. слайде недопустимо! Существует мнение, что на слайде должно быть размещено не более 290 знаков (включая пробелы). В презентации размещать только оптимизированные (уменьшенные) изображения. Картинка должна иметь размер не более 1024*768 Иллюстрации располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда оставались неширокие свободные Для уменьшения объема самой презентации рекомендуется соблюдать правила: оптимизировать объем изображений ( для уменьшения «веса» картинки можно использовать Microsoft Office Picture Manager); вставлять картинки, используя специальные поля PowerPoint, а не Важно не нарушать чувства меры: не перегружать слайды, но в то же время и не размещать сплошной текст. Цвет может увеличить или уменьшить кажущиеся размеры объектов. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Текст должен быть хорошо виден на любом экране! Не забывайте, что презентация отображается по-разному на экране монитора и через проектор (цветовая гамма через проектор искажается, будет выглядеть темнее и менее контрастно) 26 поля. Перед демонстрацией ОБЯЗАТЕЛЬНО проверять, насколько четко просматриваются изображения. Анимационные эффекты Анимация не должна быть навязчивой! Не допускается использование побуквенной анимации и вращения, а также использование более 3-х анимационных эффектов на одном слайде. Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п. При использовании анимации следует помнить о недопустимости пересечения вновь появляющегося объекта с элементами уже присутствующих объектов на экране. Звук Не допускается сопровождение появления текста звуковыми эффектами из стандартного набора звуков PowerPoint. Музыка должна быть ненавязчивая, а её выбор оправдан! Единство стиля Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться ЕДИНОГО ФОРМАТА СЛАЙДОВ (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма). Недопустимо использование в одной презентации разных шаблонов оформления! просто перетаскивать их в презентацию; обрезать картинку лучше в специализированной программе (Photoshop или др.), а не непосредственно средствами PowerPoint Как правило, картинка (не фотография) весит меньше в формате gif / png,нежели в jpg и т.д. Плохой считается презентация, которая: долго загружается и имеет большой размер, когда фотографии и картинки растянуты и имеют нечеткие изображения! Помните, что анимированные картинки не должны отвлекать внимание от содержания! В информационных слайдах анимация объектов допускается только в случае, если это необходимо для отражения изменений и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре презентации и теме выступления. Исключения составляют специально созданные, динамические презентации. Звуковое сопровождение слайдов подбирайте с осторожностью, только там, где это действительно необходимо. Того же правила придерживайтесь при использовании анимационных эффектов. 27 Сохранение презентаций Сохранять презентацию лучше как «Демонстрация PowerPoint». С расширением .pps Тогда в одном файле окажутся ВСЕ приложения (музыка, ссылки, текстовые документы и.т.д.) 2.4. Итоговая аттестация Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде: • демонстрации видеофильма / продукта, выполненного на основе информационных технологий; • диалога исторических или литературных персонажей; • игры с залом; • инсценировки реального или вымышленного исторического события; • пресс-конференции; • видеопутешествия или видеоэссе; • рекламы; • ролевой игры; • интервью; • телепередачи; • фоторепортаж; • виртуальной экскурсии. Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям. Критерии оценки содержания и защиты проекта: Критерии оценки проекта Содержание критерия оценки Кол-во баллов Актуальность поставленной проблемы Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? От 0 до 1 Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых От 0 до 1 Самооценка Оценка руководителя проекта 28 ответов? Теоретическая и \ или практическая ценность Методы исследования Качество содержания проектной работы Качество продукта проекта (презентации, сайта, Верно ли определил автор актуальность работы? От 0 до 1 Верно ли определены цели, задачи работы? От 0 до 2 Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. От 0 до 2 Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области От 0 до 2 Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость От 0 до 1 Целесообразность применяемых методов 1 Соблюдение технологии использования методов 1 Выводы работы соответствуют поставленным целям 2 Оригинальность, неповторимость проекта 2 В проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы 1 Есть ли исследовательский аспект в работе 2 Есть ли у работы перспектива развития 1 Интересная форма представления, но в рамках делового стиля От 0 до 2 Логичность, последовательность От 0 до 29 информационного диска) Компетентность участника при защите работы слайдов, фотографий и т.д. 2 Форма материала соответствует задумке 1 Текст легко воспринимается 1 Отсутствие грамматических ошибок, стиль речи 1 Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов От 0 до 2 Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе От 0 до 2 Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, и распространяет, объясняет их аудитории. От 0 до 2 Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. От 0 до 2 Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос От 0 до 2 2.5 Методические материалы Формы и методы, используемые в ходе реализации программы В данной программе мы опирались на определение, данное Г.М. Андреевой, которая рассматривает социализацию как двусторонний процесс, поскольку происходит не только усвоение, но и воспроизводство социального опыта; из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на процесс становления личности, внешнего и внутреннего содержания. Г.М.Андреева 30 говорит о том, что целенаправленные процессы воздействия реализуются через систему воспитания и обучения; стихийные – через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и др. Внешний процесс – это совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Программа базируется на следующих концептуальных основах: 1. Включение в воспитательный процесс всех сфер личности: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно полезную деятельность); эмоциональной (отношение с окружающими). 2. Единство и взаимодополняемость педагогических и психологических методов. 3. Принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительное в его личности. 4. Комплексный и системный подход к диагностике. 5. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является практическое занятие. Эффективность занятия во многом зависит от того, какие методы организации деятельности учащихся будут применяться. Широко используются фронтальный, групповой, поточный методы, метод индивидуальных заданий. Фронтальный метод наиболее эффективен, так как упражнения выполняются учащимися одновременно. Он может применяться во всех частях занятия при совершенствовании и повторении пройденного материала, при обучении новому материалу. Групповой метод применяется при отработке навыков работы с компьютерными программами, практическими заданиями. Разбивка на группы и выполнение различных заданий требуют подготовки актива учеников. 31 Групповой метод позволяет контролировать занимающихся и вносить необходимые коррективы, направлять внимание на группу, выполняющую более сложные задания, либо на менее подготовленную группу. Применение группового метода целесообразно при ограниченном месте занятий, когда одна или несколько групп выполняют отработку умений за компьютером, а другие группы учеников занимаются составлением сценария, текста. Поточный метод предусматривает поочередное выполнение учащимися упражнений. Применение этого метода в сочетании с разделением на группы позволит повысить плотность занятий и их интенсивность. Метод индивидуальных занятий заключается в том, что занимающиеся получают задания и самостоятельно выполняют их. Он может сочетаться с другими методами, дополнять их. Помимо занятий в образовательном учреждении в ходе образовательного процесса также применяются такие формы организации деятельности учащихся как экскурсии, различные виды лекций в специализированных компьютерных центрах, встречи с интересными людьми. Основной формой учебно-воспитательного процесса являются практические занятия. 32 2.6 Список литературы Для учащихся: 1. Агафонов А.В. , Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М. , 1993, - 200с. 2. Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с. 3. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991. 4. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996. 5. Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель 6. Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. //Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. Практическое пособие. М., Высшая школа, 1991, - 160 с. Для педагога: 1. Бондаренко Е.А. Творческий проект как элективный курс Образовательные технологии XXI века ОТ’07 / под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М., 2007 С. 188-194. 2. Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков как фактор развития информационной образовательной среды // Образовательные технологии XXI века / ред. С.И. Гудилина. 3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 2002 – 144 с. 4. Медиакультура. Программа для 1-11 кл. // Основы экранной культуры. Медиакультура: сб. программ / под ред. Ю.Н. Усова. М., МИПКРО, 1996. 5. Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы. Таганрог: Изд-во Ю.Д. Кучма, 2006 200 c. 6. Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры», Арт-Родник, 2006 г. 7. Поличко Г.А. Изучение монтажа на медиаобразовательных занятиях // Медиаобразование. 2005, № 4 С.40-48. 8. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М,, Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с. 33