Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Юные инспекторы движения"

1. Пояснительная записка
Направление программы: социально-гуманитарное.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского
дорожно-транспортного

травматизма

обусловлена

высокими

статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков.
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что
основной причиной является низкая культура участников дорожного
движения. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде,
не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий
нарушения правил дорожного движения. Данная Программа направлена на
формирование

у

детей

культуры

поведения

на

дорогах,

гражданской

ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни
окружающих как к ценности. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях
чрезвычайных ситуаций, а также умений и навыков пропагандисткой работы.
В последние годы в России наблюдается значительное число детей и
подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма
необходимо обучение детей младшего и среднего школьного возраста правилам
безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.
Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка
это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм
восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает
ребенка на столько, что он не замечает окружающей действительности и часто
подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной
причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в
неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в
дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался
жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое
1

потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним
из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма
является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и
физического состояния здоровья обучающихся.
Программа построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений. Содержание занятий, объем и
интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья
обучающихся. С целью повышения эффективности образовательного процесса
используются

современные

педагогические

технологии:

проектирование,

организаторские методы, информационные технологии обучения.
Социально-педагогическая целесообразность
Программа
формирования

является
социальной

современным
компетентности

педагогическим
обучающихся

средством
в

вопросах

безопасности жизнедеятельности. Программа предусматривает работу в трех
направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и
применение их в реальной жизни.
Участники программы «Юный инспектор движения»
В работе объединения участвуют обучающиеся 5-х классов. Создаётся
актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех
классах

среднего

звена

через

агитацию,

пропаганду,

конкурсы,

игры,

соревнования. Правила дорожного движения легче воспринимаются детьми в
игоровой форме. Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный
эффективный метод обучения школьника его собственной активной позиции,
связанный с инициативой, фантазией ,творчеством. Игровые формы обучения
позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей
деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой
деятельности.
Режим занятий и срок реализации программы.
2

Программа рассчитана на один год обучения и содержит 70 часов : 2 часа в
неделю продолжительностью 40 минут, 1 раз в неделю по 2 часа.
Образовательная

программа

включает

в

себя

теоретическую

и

практическую
части. Занятия групповые (15 человек). Возраст детей в группах – 11-12 лет.
Формы проведения занятий.
Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых
мероприятий. Так как программа больше всего внимания уделяет пропаганде
знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожнотранспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и
подростков, то предполагаются следующие формы проведения занятий:
Тематические занятия, игровые тренинги, разбор дорожных ситуаций на
настольных играх, экскурсии, конкурсы, соревнования, КВН, викторины,
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения,
выпуск стенгазет, разработка проектов по правилам дорожного движения, встреча
с работниками ГИБДД, просмотр видеофильмов.
Основные формы деятельности объединения: обучение, применение знаний
на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая
работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через
конкурсы, викторины, шоу-программы.
Формы аттестации и контроля
Обучение по данной Проограмме реализуется посредством расширения и
закрепления знаний по Правилам дорожного движения. По итогам обучения по
Программе юные инспектора движения смогут оценить дорожную ситуацию и
принять правильное решение.
Основные методы, используемые для реализации программы
В обучениии используются следующие методы: практический, наглядный,
словесный, работы с книгой, видеометод. В воспитании – методы формирования
сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
3

Создаются условия для социальной практики обучающихся в реальной жизни,
накопления нравственного и практического опыта.
Работа объединения основывается на различных видах деятельности:
создание уголка безопасности дорожного движения;
изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских
знаний и применения знаний на практике;
участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной
безопасности;
проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
2.Цель программы:
Целью Программы является формирование у обучающихся культуры
безопасного поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях
чрезвычайных ситуаций, а также навыков пропагандисткой работы.
Задачи программы:
Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного
движения;
- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного
движения.
Обучающие:
- Научить основным правилам дорожного движения;
- Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному
поведению на
улицах и дорогах;
- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные
знания по данному
вопросу;
4

- Сформировать умение применять на практике полученные знания,
обеспечив тем свою собственную безопасность
- Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного
движения, осознанное к ним отношения ;
- Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил
дорожного движения;
- Повысить интерес школьников к велоспорту;
Развивающие:
мотивацию

-Развивать

к

безопасному

поведению;

- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
- Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
активность,
аккуратность.
-

Развивать

у

обучающихся

умение

ориентироваться

в

дорожно-

транспортной ситуации;
- Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения
на дорогах и улицах.
- Выработать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную
этику.
3. Содержание общеразвивающей программы
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Детское объединение «Юные инспектора движения».
Тема 1.1 Вводное занятие: изучение техники безопасности. Теория. Правила
движения – закон улиц и дорог.
Теория: беседа о правилах безопасности на занятиях объединения. Правила
движения – закон улиц.
Тема 1.2. История детского объединения юных инспекторов движения.
Теория: История детского объединения юных инспекторов движения; цели
и задачи объединения ЮИД; ЮИД и ГИБДД - надежные друзья. Знакомство с
положением об отрядах ЮИД. Решение организационных вопросов (структура
5

отряда,

выборы

командира,

его

заместителя,

связного,

пропагандистов,

редакторов стенной газеты, агитационного листка, оформителя дневника отряда.
Выбор названия, девиза, речевки, песни).
Тема 1.3. Оформление уголка по безопасности дорожного движения.
Практика. Оформление уголка по безопасности дорожного движения.
Раздел 2. История правил дорожного движения.
Тема 2.1. История и развитие Правил дорожного движения.
Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация: о
первом светофоре; об автотранспорте - легковом, грузовом, общественном; о
велосипеде в России; о первых дорожных знаках, жезлах, разметке.
Практика. Изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знака.
Тема 2.2. Правила дорожного движения. Общие положения.
Теория. Общие положения правил дорожного движения.
Практика. Оформление собранной информации в дневник отряда.
Раздел 3. Правила дорожного движения.
Тема 3.1. Правила дорожного движения в России.
Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы
безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
Тема 3.2. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.
Теория. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса.
Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы
перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные
пункты.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД. С помощью схем и зарисовок
провести беседы в младших классах о недопустимости перехода проезжей части
дороги в неустановленном месте и перед приближающемся транспортом.
Тема 3.3. Правила дорожного движения для пешеходов.
Теория. Обязанности пешеходов. Правостороннее движение. Правила
перехода дороги. Места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего
6

транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и
нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД. В рабочей тетради и в дневнике
отряда красочно оформить места перехода проезжей части дороги. Нарисовать
схемы остановочного и тормозного путей автомобиля.
Тема 3.4. Правила дорожного движения для пассажиров.
Теория. Обязанности пассажиров. Виды общественного транспорта,
посадочные площадки и дорожные знаки. Правила поведения в салоне
транспорта. Перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД.
Тема 3.5. Правила дорожного движения для велосипедистов.
Теория. ПДД для велосипедистов: техническое состояние велосипеда,
дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные
пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных
средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД.
Раздел 5. Основы безопасного поведения и оказание первой помощи
Тема 5.1 Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь
пострадавшим в ДТП.
Теория. Виды возможных травм при ДТП.
Практика. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Виды
кровотечения и способы их остановки. Виды переломов и правила оказания пер.
мед. помощи. Виды ушибов, ожогов и правила оказания пер. мед. помощи.
Реанимация при ДТП. Способы переноса пострадавших. Изготовление носилок.
Раздел 6. Участие в традиционных культурно-массовых мероприятиях.
Тема 6.1. Подготовка и проведение профилактической игры «Безопасное
колесо», акции «Засветись».
Практика. Встречи с сотрудниками ГИБДД в классах. Составление сценария
мероприятия. Подбор информации и составление дидактического материала с
использованием знания ПДД и навыков работы с профильной литературой.
7

Тема 6.2. Проведение профилактических игр по правилам ПДД с
обучающимися начальной школы.
Практика. Подготовка и составление дидактического материала для
проведения игр по правилам ДД с использованием знания ПДД и навыков работы
с профильной литературой.
Тема 6.3 Итоговое занятие. Выступление агитбригады.
Практика. Подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД.
Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных
знаков и их серий, средств регулирования движением; разводка автотранспорта на
макете перекрестка; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда
«Знакомьтесь — наш отряд!». Выступление агитотряда в начальной школе.
Учебный план
№

Количество

п
/п

часов
Наименование

раздела,

Формы
аттестации

тема

/контроля

занятий

в
сего

т
еория

п
ракт
ика

1

Раздел 1. Детское объединение

4

2

2

1

1

0

«Юные инспектора движения»
1
.1

Вводное

занятие.Техника

безопасности. Правила движения – закон

ч

ч

Входн

ое

улиц и дорог.

тестировани
е

1
.2

детского

объединения

1

1

0

2

0

2

юных инспекторов движения.
1

.3

История

Оформление

уголка

по

безопасности дорожного движения.
2

Раздел

2.

История

Творче

ское задание

правил
8

4

2

2

дорожного движения.
2
.1

и

развитие

Правил

3

Правила
Раздел

дорожного
3.

движения.

2

Творче

ское задание
Правила

дорожного

1

8

9

1

1

0

3

1

2

7

Правила дорожного движения в
Дорога, её элементы и правила
Правила дорожного движения для

4

2

2

Правила дорожного движения для

4

2

2

Правила дорожного движения для

5

2

3

тестир

ование

Раздел 4. Дорожные знаки.
Дорога,

тестир

ование

2
7

4

тестир

ование

велосипедистов.
4

тестир

ование

пассажиров.
3

.1

0

пешеходов.
3

.5

2

поведения на дороге.
3

.4

тестир

России.
3

.3

0

ование

движения.

.2

2

Общие положения.
3

.1

2

дорожного движения.
2

.2

История

её

составные

части:

1
2

1
5

2

1

1

тест

2

1

1

тест

1

6

6

тест

дорожного

2

1

1

тест

и

3

1

2

тест

проезжая, перекрёсток, обочина, кювет,
пешеходная дорожка.
4

.2

Дорожная

разметка

и

её

предназначение.
4

Дорожные знаки и их группы.

.3

2
4

.4

движения.
4

.5

Регулирование
Сигналы

светофора

жесты

регулировщика
9

4
.6

Движение пешеходов по улицам и

2

4

1

3

1

тест

дорогам.
5

Раздел

5.

Основы

безопасного

поведения и оказание первой помощи.

.1

6

3

5

Классификация возможных травм

и

первая

доврачебная

0
1

2

помощь 2

1
0

Зачетн

ое задание

пострадавшим в ДТП.
5

Дорожная аптечка «ФЕСТ».

1

1

0

6

Раздел 6. Участие в традиционных

5

0

5

2

0

1

.2
культурно-массовых мероприятиях.
6
.1

Подготовка и проведение игры

«Безопасное колесо», акции «Засветись».
Проверка

Творче

ские задания

световозвращающих

элементов у обучающихся.
6
.2

Профилактические

обучающимися

начальной

игры

с

школы

и

2

0

2

1

0

1

воспитанниками ДОУ.
6
.3

Итоговое

занятие.

Выступление

агитбригады.

Творче

ское задание

Итого

7
0

2
7

3
5

4. Планируемый результат
Программа по курсу кружковой деятельности по «Юные инспекторы
дорожного движения» направлена на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностный результат:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения, соблюдения правил дорожного движения;
10

- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
- делать выбор, как поступить, в предложенных ситуациях, опираясь на
знания правил дорожного движения;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметный

результат:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
- принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска
способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
-

осуществлять

анализ

объекта

с

выделением

существенных

и

несущественных признаков;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей
её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
Предметный результат:
- выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие
безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
- определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного
поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне
общественного транспорта;
11

- выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке
маршрутных транспортных средств;
- применять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных
средств.
Ожидаемые

результаты

после

1года

обучения:

развитие

и

совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной
помощи;

формирование

интереса

к

регулярным

занятиям

велоспортом,

повышение спортивного мастерства; формирование совокупности устойчивых
форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных
ситуаций; формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного
движения; формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и
навыков пропагандисткой работы; снижение уровня и сокращения случаев
детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Набор детей проводится как в начале, так и во время обучения, благодаря
гибкой системе занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Это
теоретические и практические занятия. На занятиях обучающиеся проходят
теретический материал и закрепляют свои знания на практике. Количество
обучающихся в группе 15 человек.

12

Список литературы
Список литературы для педагога
Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с
последними изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. Ростов н/д, 2011г.
Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со
всеми последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. -208с.
Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.
Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.
Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для
учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье,
2011г.
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.
Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ
по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г.
Методические

рекомендации

по

профилактике

детского

дорожно-

транспортного травматизма. - Вологда, 2011г.
Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры
с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г.
Профилактика

и

предупреждение

детского

дорожно-

транспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012г.
Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. РомановаМ.: ТЦ Сфера, 2013-64с.
У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.
Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации
внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г.
Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция
2016.)/А.Е. Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с.
Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г.
13

Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.
Список литературы для обучающихся.
1.22Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва,
2012г.
2.Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка,
2014г.-231с.
3.Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные
понятия. 4.Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А.
Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c.
5.Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со
всеми изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
6.Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
7.Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и
комментариями/
Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
8.Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А.
Шипунова. - М.: Карапуз, 2
6.3 Интернет - источники
Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения
участников

отрядов

юных

инспекторов

движения

(http://минобрнауки.рф/документы/4960).
Электронные

образовательные

ресурсы

по

основным

вопросам

безопасности дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
Разработка

концепции,

методических

рекомендаций

и

проектов

нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных
организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в
дорожном

движении

и

профилактики

детского

дорожно-транспортного

травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965).
Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма на период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).
14

Нормативно-правовые документы
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.
№

273-ФЗ;

Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного
движения»;
Правила

дорожного

Постановлением

движения

Российской

Федерации

(утверждены

Совета Министров- Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090

(с изменениями и дополнениями);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. № 196 в
редакции от 10.03.2009г.);
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным

общеобразовательным

программам

(утвержден

приказом

Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008);
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (утверждено постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);
Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение
к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242);
О

внеурочной

общеобразовательных

деятельности
программ

и

реализации

(Приложение

к

письму

дополнительных
Департамента

государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564);
Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
15

социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.
2006г. № 06-1844);

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».