14.02.2023
Обосновавшись в Париже, обретя мастерскую на улице
Висконти, Гончарова наконец получила возможность вернуться к станковой
живописи, к крупной форме. Между 1922 и 1928 была написана картина «Две испанки
с собакой». Она мыслилась Гончаровой как декоративная часть интерьера. В сериях
живописных «Испанок» воплощено характерное для творчества Натальи Сергеевны
стремление к монументальности, повторяется не только многочастная форма, но и
характерный, сильно вытянутый вертикальный формат холстов. Две женщины и собака
производят пугающее впечатление. Лица, обобщенные до знаков, подчеркивают
симметрию композиции; жесты рук создают в ее центре веерообразное движение.
Аскетичное звучание черного и белого цветов оживляется бархатистой живописной
фактурой. Дробный чеканный ритм объединяет все элементы изображения.
Поэтесса Марина Цветаева, увидевшая «Испанок» в парижской мастерской Гончаровой, писала: «Все от собора: и створчатость, и вертикальность, и каменность и кружевность. Гончаровские испанки – именно соборы под кружевом, во всей прямости под ним и отдельности от него. Первое чувство – не согнешь. Кружевные цитадели».