ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности «Дружина юных пожарных» (школьный отряд «Огнеборец») составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: - Федеральный закон: от 29.10.2012 г. № 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - Приказ Минобразования науки России от 14.12.2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей" - Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” - Письмо Минобрнауки России № 09- 3242 от 18.11.2015г. "О направлении информации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. - Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение правительства РФ от 04 сентября 2014г. № 1726---р. - СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: санитар.- эпидемиол. правилам и нормативы: утв.04.07.14:введ. в д.20.08.14 Борьба с огнем требует от человека больших усилий. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое внимание следует уделять воспитанию морально – психологических качеств воспитанников, необходимых для подготовки пожарных. В рамках классных часов, курса ОБЖ, ограничивает число часов, отводимых на изучение правил пожарной безопасности. Из-за того, что умение ориентироваться в чрезвычайных ситуациях не приходит сразу, 1 необходим постоянный тренинг, развивающий такие качества как быстроту реакции, внешнюю и внутреннюю дисциплину, чувство коллективизма, ловкость, сноровку, умение действовать мужественно и решительно. Стремление решить обозначенные проблемы стало основанием для разработки образовательной программы дополнительного образования «Огнеборец», которая относится к физкультурно- спортивной направленности. История пожарного дела знает многие печальные примеры пожаров в школах, имевших своим последствием гибель большого количества учащихся, преимущественно детей младшего школьного возраста. Опасность пожаров является вполне реальной для школы и в настоящее время, а поэтому остается далеко не безразличный вопрос о том, как бороться с этой опасностью и её жестокими последствиями. Это является актуальностью программы. Педагогическая целесообразность создания образовательной программы «Огнеборец» заключается в ознакомление учащихся с организацией системы профилактической работы по пожарной безопасности в жизнедеятельности человека. Учащиеся получают необходимые знания по правилам пожарной безопасности в жилых зданиях, летних лагерях, школах, сельской местности. Изучают первичные средства пожаротушения, умение работать с огнетушителем при возникновении пожара (практическая часть), действовать на пожарно-прикладной полосе. Получают знания по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре. Изучают знаки пожарной безопасности, знакомятся с пожарной техникой, пожаротехническим вооружением, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Кроме того, программа предусматривает усвоение «методики подготовки и проведения массовых мероприятий по предупреждению и профилактике пожаров» среди дошкольников, младших школьников, подростков и населения. 2 Знания, навыки и умения "Огнеборец" могут проверить и применять при проведении рейдов по выявлению и устранению нарушений противопожарного режима в школе, в походе, при проведении новогодних елок, бесед с дошкольниками, с младшими школьниками, в викторинах и эстафетах, в соревнованиях юных пожарных, экскурсиях, противопожарных конкурсах. Новизна образовательной программы состоит в том, что изучение правил пожарной безопасности школьников предлагается в рамках внеурочной деятельности, что существенно расширяет возможности воспитания у подрастающего поколения военно-патриотических качеств личности. Особенностью общеобразовательной программы «Огнеборец» является выделение ценностных ориентиров: Ценность гражданской позиции, как умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; Ценность доброжелательности, как доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; Ценность семьи, как основополагающей в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; Ценность личности, как самосовершенствование, самообразование и самовоспитание, развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. Цель программы «Дружина юных пожарных» (школьный отряд «Огнеборец») является приобщение учащихся к вопросам личной и коллективной безопасности, развитию их заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций; Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 3 1. Воспитательные: - воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; - воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; - воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. 2. Образовательные: - дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; - дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины; - научить основам строевой подготовки; - приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения. 3. Развивающие: - развитие детского технического творчества, - развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; - развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны. Программа «Огнеборец» предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста (10 – 18 лет) и рассчитана на 1 год обучения. Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей основной и подготовительной физкультурной групп при отсутствии следующих медицинских противопоказаний: хронические и острые заболевания почек, органов дыхания; пороки сердца; значительная близорукость с изменением глазного дна; повышенное внутричерепное давление. Учащиеся организуются в учебную группу постоянного состава в 4 количестве 10 – 15 человек. Занятия проводятся: Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 18 лет. Продолжительность реализации программы – девять месяцев с сентября месяца по май месяц включительно,1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом на 10 минут в рамках каждого часа. Программа рассчитана на 68 часов. На занятиях используются индивидуальные и групповые формы работы. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач. Программа предусматривает такие методы и формы работы, которые дают возможность воспитанникам максимально проявлять свою активность в решении задач данной области, развивают их эмоциональное восприятие, знания, умения, навыки. Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный – передача педагогом готовой информации разными средствами, воспитанники же воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Практический – упражнения, творческие задания и др. Проблемный – организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Методы стимулирования и мотивации - выражение положительной оценки деятельности, создание ситуации успеха. Это снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Виды контроля и самоконтроля: Предварительный – выявляет исходный уровень подготовки воспитанников по определенному направлению. Текущий – выявляет степень усвоения учебного материала, уровень 5 подготовки к занятиям, заинтересованности. Тематический – осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний воспитанников. Промежуточный – проводится в конце года обучения в форме промежуточной аттестации. Итоговый – выявляет степень достижения целей и задач программы каждым воспитанником. Формы контроля: наблюдение, тестирование, контроль со стороны педагога, самоконтроль со стороны ребенка, собеседование. Кроме занятий, бесед, проводится тестирование, обучающие игры, решение ситуационных задач и агитационная деятельность. А так же, являются обязательными практические занятия, проводимые совместно с МЧС и пожарной частью п. Белоярский по изучаемым темам, экскурсии в пожарную часть, в музей пожарного дела, спортивные тренировки по пожарно-прикладному спорту. Планируемый результат: Учащиеся должны знать: Основные причины пожаров в жилом доме. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных. Сведения о подсобных средствах тушения пожара. Правила пожарной безопасности в общественных местах. Виды травм, полученных при пожаре. Знаки пожарной безопасности. Действий при возникновении пожара; История становления пожарного дела; уметь: Пользоваться спичками. Эвакуироваться из здания школы. Пользоваться всеми видами огнетушителей. 6 Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара. соблюдению правил пожарной безопасности. оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ; оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара; пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами, системами пожарной автоматики; владеть: первичные средства пожаротушения и их возможности; боевую работу пожарных подразделений; за нарушения правил пожарной безопасности требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях; Оценка эффективности усвоения программы Обучения проводится на основании участия детей в районных, областных соревнованиях, массовых мероприятиях, рейдов и акций, пропагандирующих безопасность жизнедеятельности. Навыки усвоения программного материала выявляются в процессе практической работы. Показатели и критерии качества усвоения программного материала представлены в приложении. Проверка разработанной знаний и умений, учащихся осуществляется с помощью системы тестовых, практических заданий, опросов, проверочных работ. Предполагаемая система заданий направлена также на формирование у учащихся положительной мотивации к обучению на основе адекватной самооценки полученных результатов. Вся система проверочных заданий направлена не только на выявление степени усвоения детьми программного материала, а также на формирование 7 у воспитанников положительной мотивации к обучению, возможности самостоятельно оценивать результативность как свою, так и других. Все проверочные задания могут использоваться как для итогового тестирования, так и на промежуточном уровне. Это позволяет своевременно диагностировать затруднения в процессе освоения учебного материала. Процесс обучения ведётся совместно с представителями пожарной части, работниками пожарного надзора. Содержание программы 1 Раздел. Становление пожарного дела и история пожарной охраны и добровольного пожарного общества (5 ч) Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу”, “За спасение погибавших”. Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных. Практическое занятие: знакомство с работой и деятельностью работников пожарной части. Экскурсия по пожарной части. 2 Раздел. Профилактика пожаров. (8часов) Неосторожное обращение с огнем – причина возникновения пожара. Анализ возникновения пожаров. Неосторожное обращение с огнем при курении, пользовании приборами освещения с открытым пламенем. Небрежность при курении. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов. Неисправность электропроводки или нарушения правил эксплуатации электросети. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов. Практическое занятие: решение ситуационных задач по теме способы прекращения пожаров. 3 Раздел. Аварийные ситуации. (9 часов) 8 Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженернотехнические мероприятия. Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и автоматические средства противопожарной защиты. Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых и т.д. Практическое занятие: обсуждение по теме правила поведения на пожаре. 4. Раздел. Огнетушители. (6 часов) Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств. Классификация огнетушителей, область их применения. Практическое занятие: Тренинги по освоению навыков использования различных средств пожарного тушения в быту, школе и т.д. 5 Раздел. Люди огненной профессии (8 часов) Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением и знакомство с пожарной автотехникой. Государственная противопожарная служба. Структура. Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Боевая одежда пожарного. Средства спасения при работе пожарного. Практическое занятие: одевание одежды пожарного и вязка спасательных узлов на время. 6 Раздел. Доврачебная медицинская подготовка (8 часов) Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи в аварийных ситуациях. Степени пожаров оказания помощи при ожогах. Отравления продуктами горения, оказание первой доврачебной помощи. Практическое занятие: тренинги по освоению приемов по оказанию 9 первой доврачебной помощи при ожогах 7 Раздел. Пожарно-прикладной спорт. (24 часов) Практическое занятие: Изучение правил соревнований по пожарноприкладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно- тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание Учебный план Наименование раздела Кол-во часов 1 Становление пожарного дела и история пожарной 5 охраны и добровольного пожарного общества 2 Профилактика пожаров 8 3 Аварийные ситуации 9 4 Огнетушители 6 5 Люди огненной профессии 8 6 Доврачебная медицинская подготовка 8 7 Пожарно-прикладной спорт 24 Итого: 68 Учебно-тематический план (70 часов ) № Название темы Количество часов всего теория практика І раздел. Становление пожарного дела и история пожарной охраны и добровольного пожарного общества (6 часов) 1.1 Вводное занятие. 1 1 Дополнительная программа – цели, задачи, права и обязанности членов дружины. 10 Инструктаж по техники безопасности. 1.3 Почетная профессия «Пожарный» 1 1 1.4 История развития пожарной охраны в 1 1 1 России. 1.5 Образование Дружин юных пожарных. 1 1.6 Экскурсия в пожарную часть п.Белоярского 1 Итого по разделу 5 1 4 1 ІІ раздел. Профилактика пожаров (8 часов) 2.1. Основные правила пожарной безопасности. 1 0,5 0,5 2.2. Последствия пожаров 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 2.3 Действия при пожаре в квартире, подъезде, соседней квартире 2.4 Пожар автомобиля, в гараже, на балконе 1 0,5 0,5 2.5 Лесные пожары 1 0,5 0,5 2.6 Молнизащита 1 0,5 0,5 2.7 Способы прекращения пожаров. 2 2 Противопожарный режим в школе Итого по разделу 8 3 5 Раздел III. Аварийные ситуации (9 часов) 3.1. Особенности современного жилища. 1 1 3.2. Чрезвычайные ситуации в быту: поражение 8 2 6 9 3 6 токам, утечка газа, разрушение Итого по разделу Раздел IV. Огнетушители. (6 часов) 4.1. Первичные средства пожаротушения. 1 0,5 0,5 4.2. Виды огнетушителей. Их применение. 2 0,5 1,5 4.3. Правила пользования внутренним 1 0,5 0,5 2 0,5 1,5 пожарным краном 4.4. Заправка и правила пользование 11 огнетушителем Итого по разделу: 6 2 4 Раздел V . Люди огненной профессии (8 часов) 5.1. Профессия «пожарный» 1 1 5.2 Опасность огненной профессии 1 1 5.3 Служба “01”. 1 0,5 0,5 5.4 Боевая одежда пожарного 3 0,5 2,5 5.5 Спасательные узлы в работе пожарных 1 5.6 Автотехника МЧС 1 0,5 0,5 Итого по разделу 8 3,5 4,5 1 Раздел VI. Доврачебная медицинская подготовка (8 часов) 6.1. Поражение токам. Оказание первой 2 1 1 2 1 1 6.3. Обморожение. Оказание первой помощи. 2 1 1 6.4. Оказание первой помощи при отравлении 2 1 1 8 4 4 помощи. 6.2. Ожоги. Виды ожогов. Оказание первой помощи. угарным газом Итого по разделу Раздел VII . Пожарно-прикладной спорт. (24часов) 7.1 Преодоление 80 и 100-метровой полосы с 8 0,5 7,5 7.2. Боевое развертывание пожарного рукава 8 0,5 8 7.3. Пожарная эстафета 6 0,5 6 препятствиями; 7.4 Итоговое занятие 1 Итого по разделу 24 1 1,5 22,5 12 Методическое обеспечение программы Данная программ может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения: 1. Методическое обеспечение программы: методические разработки и планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические карты; развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические и психологические игры, кроссворды; дидактические материалы; зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы, слайды; литературный ряд: стихи, легенды, высказывания; музыкальный ряд: аудиокассеты и диски с подбором мелодии соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы. Предполагаемый результат К концу учебного года юные пожарные могут знать: -виды огнетушителей и технику безопасности при обращении с ними; пожарную технику и средства связи; -правила поведения в случае возникновения пожаров; -историю пожарной охраны, её традиции, основные причины пожаров в быту и меры их предупреждения. Уметь: оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим во время пожара; быстро и правильно действовать во время эвакуации; подключать пожарные рукава во время пожара; проводить рейды в школе по проверке и выполнению действий правил пожарной безопасности; 13 оформлять уголки, боевые листки. Применять: полученные знания и умения основ пожарной безопасности и уверенно вести себя в экстремальных ситуациях; навыки оказания доврачебной помощи в конкретной ситуации; коммуникативные навыки в общения со взрослыми и сверстниками; навыки ведения здорового образа жизни. Ожидаемая результативность обучения, воспитания и развития детей Выпускник детского объединения «Огнеборец» характеризуется наличием компетенций: учебно-познавательная компетентность выражается в потребности и способности обучаться в течение всей жизни,способность в ведении профилактической деятельности по пожарной безопасности среди сверстникови детей младшего школьного возраста; социально-трудовая компетентность, проявляющаяся всоблюдении социальных и культурных норм поведения, правил здорового образа жизни, через овладение основ пожарной безопасности; информационная компетентность выражается в умении добывать, работать с информацией и использовать ее в своей деятельности; коммуникативная компетенция, выраженная в умении строить отношения на основе взаимопонимания, толерантности, сотрудничества и помощи друг другу; компетентность личностного самосовершенствования отраженная в познавательной и творческой деятельности, в личностном и профессиональном самоопределении. Программно-методического обеспечения: библиотека литературы по организации работы с ДЮП; электронные варианты обучающих программ и программы для тестирования; 14 тематические папки по разделам: - виды огнетушителей; - знаки пожарной безопасности; - первая доврачебная помощь; - интеллектуально-познавательные игры; - викторины; - диагностика СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ресурсы интернета по обучению детей пожарной безопасности Официальный сайт МЧС России, сайт детской безопасности СПАСЭКСТРИМ http://www.forest.ru www.fireman.kz/mero_id_2.php www.1september.ru http://electrikpro.ru Социальная сеть работников образования:nsport.ru Литература для педагога 1. Н.В. Ширянкина, Формы обучения правилам пожарной безопасности в основной школе.Курган 2005 2. О.В. Павлова, Пожарная безопасность. Волгоград 2008 г 3. Н.В. Ширянкина. Буду точно я пожарным, когда вырасту большим. Курган 2009 4 Х.И.Исхаков «Пожаровзрывобезопасность автотранспортных средств» Москва 1997 5 С. В. Собурь «Огнетушители». Справочник. Москва 1876 6 А.Я . Корольченко. «Процессы горения и взрыва». Волгоград 1879 Литература для обучающихся 1 В.В Теребнев «Пожарная тактика. Основы тушения 15 пожаров». Учебное пособие. 2 Теребнев В.В., Артемьев Н.С. «Пожаротушение на транспорте».Москва 1997 6.Бариев, Э.Р. Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций // Словарь терминов и определений / Э.Р. Бариев. – Волгоград: Учитель, 2010. – 200 с. 7.Басаков, М.И. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций [Текст] // Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. – М.: Просвещение, 2011. – 135 с. Радзиевский, С.И. Безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие 8. [Текст] / С.И. Радзиевский. – Севастополь: РИБЭСТ, 2013. - 268 с. ГОСТ 12.1.004 - 91 Пожарная безопасность. Общие требования, М., 9. 1992.- 64с. Астапов, 10. В. М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии Текст / В.М. Астапов. - М.: Просвещение, 2014. 11. Журнал «Библиотека инженера по охране труда», №11, 2011. 12. Как вести себя при пожаре в детском саду или школе // Азбука безопасности. – 2013. Кто в пожаре виноват: книжка – раскраска. – Новосибирск: ПИРАНТ, 13. 2010. 14. Горбунова Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград, 2012. 15. Учебное пособие – "Безопасность жизнедеятельности и экстремальная медицина в практике персонала первого контакта".авторы: Марченко Д.В., Ермаков А.Р., Иркутск: ВСИ МВД РФ - 2012 год. 16. Ю. П. Засядько– Волгоград: Экстремум, 2010.- 96с.- (Поурочные планы). 17.Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5\9 классы: 2-ое изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.- 80с.: ил.- (Библиотека учителя) 18.Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5 – 11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») 16 [Текст]/авторы – сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2006.- 110с.- (В помощь классному руководителю). 17