I. Комплекс основных характеристик 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военнопатриотической направленности «Патриот-Юнармия» школьного юнармейского отряда. Актуальность программы. Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен понимать значение слова «Родина», ясно представлять себе все составляющие этого понятия. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится патриотическое воспитание, которое направлено на формирование государственно-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Патриотическое воспитание детей в системе образования осуществляется по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, трудовое, экологическое и включает различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей; развитие трудовых, физических навыков, психологической устойчивости в нестандартных условиях; комплексную заблаговременную подготовку к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Для эффективного решения проблем патриотического воспитания необходим именно комплексный подход, предполагающий вовлечение обучающихся, а особенно юнармейцев, в непрерывный образовательный процесс, создание соответствующей среды, обеспечивающей дальнейшее развитие патриотизма и гражданственности как духовной составляющей личности. Это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем воспитания программными методами, в том числе в условиях школьного лагеря, и об актуальности данного направления деятельности. Актуальность программы заключается еще и в том, что деятельность созданного в 2016 году движения «ЮНАРМИЯ» в настоящее время имеет острую необходимость в методических разработках по всем основным направлениям деятельности движения «ЮНАРМИЯ» и наполнении их новыми идеями, формами и методами работы в целях дальнейшего развития движения. Программа школьного юнармейского отряда «Юнармия» (далее – Программа) является частью единой комплексной образовательно-оздоровительной системы, реализуемой совместно органами военного управления командованием воинских частей, органами власти, осуществляющими управление в области образования и молодежной политики, образовательными организациями, движением «ЮНАРМИЯ». Данная образовательно-оздоровительная система способствует оздоровлению детей, развитию морально-волевых качеств личности, расширяет кругозор ребенка, дает возможность ощутить гордость за страну и ее Вооруженные Силы, почувствовать, свою сопричастность к жизни общества и государства, через участие в массовом всероссийском движении «ЮНАРМИЯ». Программа рассчитана на детей от 11 до 18 лет. Дети в этом возрасте с повышенным интересом стремятся к получению новых знаний, у них наблюдается общая активность, готовность включаться в новые виды деятельности. Отличительные особенности программы: Программа предусматривает сочетание тренировочных занятий, различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта и знания из различных областей наук. Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у детей основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще, выработки потребности у ребенка в здоровом образе жизни. Основная деятельность отряда «Юнармия» направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Погружая ребенка в атмосферу юнармейского лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, попробовать себя в роли военнослужащего, ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной ответственности; осознать себя личностью, повысить самооценку за счет приобретения новых знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций. Направленность программы - Программа «Юнармия» имеет военно патриотическую направленность, соответствует начальному уровню и носит развивающий характер. Срок освоения программы- 1 год, рассчитана на 136 часов. Адресат программы. Программа рассчитана для обучающихся 11-18 лет. Состав группы –разновозрастной, постоянный, не более 15 человек. Форма обучения – очная. Режим и периодичность занятий: занятия проводятся два раза в неделю по два занятия с перерывом между занятиями не менее 10 минут. Продолжительность занятий 40 минут. Форма занятий. Образовательная деятельность организована в форме групповых, фронтальных и индивидуальных занятий. Программа «Юнармия» разработана с учётом: - Конвенция ООН о правах ребенка. - Конституция Российской Федерации. - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.2004 г. № 170-ФЗ. - Протокол заседания коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2017 г. № 22. - Письмо Министерства образования и науки России от 26 октября 2012 года № 09260 «Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)». - Решения Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию. 2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: Основной целью настоящей Программы является создание условий для обеспечения полноценного отдыха детей, патриотическое и нравственное воспитание, творческое развитие, формирование устойчивой гражданской позиции, чувства верности Отечеству, и личной ответственности за судьбу страны. Освоение программы предполагает решение следующих задач: Обучающие: 1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области естественно-географических, исторических и технических наук, физической культуры и спорта, основ безопасности жизнедеятельности. 2. Обеспечить практическое закрепление знаний, умений, навыков, полученных при изучении школьных курсов «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности». 3. Содействовать формированию первоначальных знаний об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, вооружении и военной технике Армии России, о размещении и быте военнослужащих. Развивающие: 1. Способствовать формированию у детей социальной активности. 2. Содействовать повышению культурного уровня обучающихся, формированию первоначальных представлений и навыков о правилах поведения, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов. 3. Создать условия для формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине. 4. Обеспечить оздоровление детей через активную физкультурно-оздоровительную деятельность в юнармейском лагере. 5. Создавать условия для самореализации личности путем включения в разнообразные виды деятельности. 6. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в совместной коллективной деятельности. Воспитывающие: 1. Сформировать у школьников первоначальные мотивационные установки патриотической направленности. 2. Создать условия для воспитания у детей гордости за свою страну, уважения к Государственным символам Российской Федерации, Вооружённым Силам Российской Федерации, их боевым традициям, военной профессии. 3. Способствовать формированию у обучающихся интереса к военной службе. 4. Содействовать воспитанию морально-волевых качеств. Методы обучения Для реализации программы используются разнообразные формы и методы обучения. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных открытий, экскурсии на выставки, демонстрация видеоматериалов. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части. Практическая часть является логическим продолжением и закреплением теоретического объяснения. Практическая работа – основная форма, используемая на занятии, в ходе которой происходит закрепление знаний и умений. 3. Содержание общеразвивающей программы: Учебный план Практика Формы аттестации/ Теория Количество часов всего № Название раздела, темы п/п 1 Общественно-государственная подготовка 11 5 6 2 Тактическая подготовка 15 6 9 3 Стрелковая подготовка 12 3 9 4 Военная топография 10 4 6 5 Туристская подготовка 18 8 10 6 Военно-медицинская подготовка 10 2 8 Внутренние соревнования 7 Общевоинские уставы 11 4 7 Минивыставка 8 Строевая подготовка 20 2 18 Смотр строя и песни 9 Физическая подготовка 8 1 7 Сдача нормативов 10 Вариативный компонент Участие в слетах, квестах и соревнованиях Всего: 21 10 11 136 45 91 контроля Мониторинг стартовый Анализ выполненной работы. Поход выходного дня / двухдневный поход Содержание учебного плана. Раздел 1. Общественно-государственная подготовка. (11 часов) Российское государство. История Российского государства. Государственные символы Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации, их история, структура, состав, предназначение. Боевые традиции Российской Армии и Военно-Морского Флота. Военная присяга. Боевое Знамя воинской части. Музей Боевой славы. Боевой путь воинской части. Экскурсия к памятнику «Морякам России посвящается…». Раздел 2. Тактическая подготовка. (15 часов) Вооружение и боевая техника Вооруженных Сил Российской Федерации. Ознакомление с вооружением и боевой техникой воинской части, их назначение и основные характеристики. Викторина. «Арсенал Отечества» (на знание современного вооружения и военной техники Российской Армии). Действия солдата в бою. Способы передвижения солдата в бою. Выбор и занятие огневой позиции в обороне и наступлении. Разведка. Цель разведки. Способы ведения разведки. Наблюдатель и его обязанности. Военизированная эстафета «Вперед, Юнармейцы». Радиационная, химическая и биологическая защита. Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Правило пользования респиратором и противогазом. Общевойсковой защитный комплект. Надевание, снимание, укладка и переноска защитного комплекта. Раздел 3. Стрелковая подготовка. (12 часов) Требования безопасности при стрельбе из пневматической винтовки. Автомат, пистолет, ручные гранаты. История создания, назначение, боевые свойства и устройство автомата и пистолета, порядок их разборка и сборка. Викторина «Оружие Победы». Назначение, общее устройство и классификация ручных гранат. Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия. Порядок прицеливания и производства выстрела. Выполнение упражнений контрольных стрельб. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки «Меткий стрелок». Раздел 4. Военная топография. (10 часов) Ориентирование на местности без карты. Сущности ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности, определение направлений на стороны горизонта по компасу, признакам местных предметов. Определение своего местоположения относительно окружающих предметов. Понятие азимута, способы его определения. Способы выживания в природной среде. Проверка туристических навыков. Общие сведения о топографических картах. Топографические карты, их назначение и краткая характеристика. Чтение карты. Раздел 5. Туристская подготовка. (18 часов) Начальная туристическая подготовка. Виды туризма. Личное и групповое снаряжение. Питание в походе. Безопасность в походе. Укладка рюкзака. Бивак. Виды бивачных работ. Костер: правила разведения. Виды костров. Установка палатки. Основы выживания в условиях дикой природы. Поход выходного дня/ двухдневный поход. Раздел 6. Военно-медицинская подготовка. (10 часов) Понятие о первой доврачебной помощи. Простейшие приемы оказания первой доврачебной помощи. Повязки и перевязочные материалы. Способы транспортировки пострадавших. Раздел 7. Общевоинские уставы. (11 часов) Требования безопасности при проведении школьного лагеря. Военнослужащие Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих. Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие. Воинские звания. Воинское приветствие. Воинская вежливость и поведение военнослужащих. Размещение военнослужащих. Внутренний порядок в подразделении. Содержание помещений. Распределение времени и повседневный порядок. Распорядок дня. Раздел 8. Строевая подготовка. (20 часов) Строевые приемы и движение без оружия. Обязанности военнослужащих перед построением и встрою. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться». Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Смотр строя и песни «Статен в строю – силен в бою». Раздел 9. Физическая подготовка. (8 часов) Гимнастика и атлетическая подготовка. Разучивание упражнений: 1-й и 2 –й комплекс вольных упражнений. Сдача нормативов ВФСК ГТО. Раздел 10. Вариативный компонент. (21 час) Изучение особенностей видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации. В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности: Викторины «Ратные страницы истории Отечества», «Оружие Победы», «Арсенал Отечества» (на знание современного вооружения и военной техники Российской Армии), «От солдата до маршала» (на знание воинских званий). Конкурс проектов: «Моя семья в судьбе страны». Уроки творчества (сочинение писем военнослужащим, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами, изготовление макетов оружия и военной техники, диорам) Кинолектории «От героев былых времен…», «Есть такая профессия…» Конкурс чтецов, посвященный дню рождения А.С.Пушкина (стихотворения о героических страницах Российской истории) «Во славу Руси ратной…». Комплексный конкурс «А ну-ка парни». Соревнования, состязания (по военно-прикладным дисциплинам и стрельбе из пневматического оружия). Военизированная эстафета «Вперед, Юнармейцы». Тактическая игра на местности «Дорога победителей». Диалог с Героем (встречи с военнослужащими, ветеранами). Участие в акции «Свеча памяти», посвященной «Дню памяти и скорби». Туристский поход с проверкой навыков выживания в природной среде. Экологические десанты «Зеленый дозор». Кроссворды. Экскурсии: в воинскую часть, краеведческий музей (при наличии в месте проведения лагеря). Квесты. 4. Планируемые результаты К концу учебного года обучающиеся должны знать: основные события героической истории Российского государства, Государственные символы Российской Федерации; историю создания Вооруженных Сил РФ, структуру, их основные традиции; структуру, задачи, историю, традиции, и правила Всероссийского детскоюношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»; основные виды стрелкового оружия и военной техники, стоящего на вооружении Российской армии; правила стрельбы из пневматической винтовки из положений лежа и сидя; воинские звания военнослужащих; нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих; гигиенические нормы и правила здорового образа жизни. К концу учебного года обучающиеся должны уметь: вести огонь из пневматического оружия; выполнять строевые приемы; правильно ориентироваться на местности и иметь первоначальные навыки выживания в природной среде; показать свою физическую подготовку и военную выправку. II. Комплекс организационно-педагогических условий 1. Календарный учебный график 1 2 3 4 Дата Общественно – Раздел государственная подготовка (11 часов) № п/п 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Военная топографи я (10ч). ч). 6 Стрелковая подготовка (12 Тактическая подготовка (15 часов) часов) 5 Форма занятий Количество часов Тема занятия Форма контроля Теория / практика Теория / практика Теория / практика 2 Входной мониторинг Анализ выполненно й работы. практика 4 Теория / практика 3 практика 3 Теория / практика Теория / практика практика 3 Юнармия. Введение. Российское государство. История Российского государства. Государственные символы Российской Федерации Экскурсия к памятнику «Морякам России посвящается…». Ознакомление с вооружением и боевой техникой воинской части, их назначение и основные характеристики. Викторина. «Арсенал Отечества» Действия солдата в бою. 2 Разведка. 2 Теория/ практика 2 Теория / практика 2 Теория / практика практика 2 практика 5 Теория / практика Теория / практика 2 Средства индивидуальной защиты и пользование ими Военизированная эстафета «Вперед, Юнармейцы» Требования безопасности при стрельбе из пневматической винтовки. Автомат, пистолет, ручные гранаты. Викторина «Оружие Победы». Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки «Меткий стрелок» Ориентирование на местности Определение своего местоположения относительно 2 3 3 2 Итоги военизирова нной эстафеты «Вперед, Юнармейцы » Итоги соревновани й по стрельбе из пневматичес кой винтовки Поход выходного дня / двухдневны й поход - Теория / практика Физическая подготовка (8 17 Теория / практика 2 2 8 часов Теория / практика 2 19 Теория / практика 2 Теория / практика Теория / практика Теория / практика 2 Теория / практика 2 Теория / практика Теория / практика Практика 6 Теория / практика Теория / практика 3 Теория / практика 3,5 3,5 32 Теория / практика Теория / практика Практика 33 Практика 2 Теория / практика 4 20 21 22 23 24 Туристическая подготовка (18часов) 18 27 28 29 30 31 34 Строевая подготовка (20 часов) 26 Общевоинские Военно – медицинская учставы (11 часов) подготовка (10 часов) 25 2 2 2 2 3 4 4 окружающих предметов. анализ Понятие Азимут Топографические карты, их назначение и характеристика Чтение карты Начальная физическая подготовка , ОФП Начальная туристическая подготовка. Виды туризма. Личное и групповое снаряжение. Питание в походе. Безопасность в походе. Укладка рюкзака. Бивак. Виды бивачных работ. Костер: правила разведения. Виды костров. Установка палатки. Основы выживания в условиях дикой природы. Поход выходного дня/ двухдневный поход. Понятие о первой доврачебной помощи. Простейшие приемы оказания первой доврачебной помощи. Повязки и перевязочные материалы. Способы транспортировки пострадавших. Военнослужащие Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними. Воинские звания. Внутренние соревновани я Отзыв об экскурсии в воинскую часть Экскурсия в воинскую часть Строевые приемы и Смотр строя движение без оружия. и песни Обязанности военнослужащих перед построением и встрою Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться». Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Смотр строя и песни «Статен в строю – силен в бою». 35 Теория / практика 10 36 Теория / практика 2 37 Теория / практика 2 Гимнастика и Сдача атлетическая подготовка. нормативов 38 Теория / практика 2 39 Теория / практика Теория / практика 3 Разучивание упражнений: 1-й и 2 –й комплекс вольных упражнений. Сдача нормативов ВФСК ГТО. Изучение особенностей Итоговый видов и родов войск мониторинг Вооруженных Сил Российской Федерации. 40 21 2. Условия реализации общеразвивающей программы В процессе совместной заинтересованности в общем деле происходит: воспитание ответственности, сопричастности к общим юнармейским делам; формирование социальной и гражданской активности и ответственности; комплексное сочетание различных видов деятельности; обеспечение дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка. выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия (взрослый – друг, товарищ, наставник); вовлечение в дела и мероприятия всех детей 1. Формы аттестации Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения теоретических знаний и практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является итоговое практическое задание: военно – полевые сборы, по итогам которых подводятся результаты и происходит награждение команд. 2. Методические материалы Интернет технологии; Видео уроки, презентации; Тесты для контроля полученных знаний; Нормативные документы Список литературы 1. Анатолий Митяев «Книга будущих командиров», «Подвиг солдата» 2. Сергей Баруздин «Шел по улице солдат» 3. Лев Кассиль «Твои защитники» 4. Анатолий Маркуша «Я – солдат, и ты солдат» 5. Борис Никольский «Как солдат стал солдатом» 6. Андрей Жариков «На земле, в небесах и на море» 7. Сергей Алексеев «О доблести и славе. Рассказы из русской истории». «Рассказы о полководцах» (отдельная книга и серия) 8. Олег Тихомиров «Великие полководцы» Фильмы 1. Художественный фильм «Офицеры», режиссер Владимир Рогов, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, 1971 г. 2. Художественный фильм «Руслан и Людмила» (режиссер Александр Птушко, киностудия «Мосфильм», 1972 г. 3. Мультипликационный фильм «Князь Владимир» (режиссер Юрий Кулаков, студия «Солнечный Дом – ДМ», 2006 г. 4. Художественный фильм «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный, киностудия «Союздетфильм», 1940 г. 5. Художественный фильм «Движение вверх», режиссер Антон Мегердичев, кинокомпания «ТриТэ», 2017 г. 6. Мультипликационный фильм «Крепость. Щитом и мечом» (режиссер Федор Дмитриев, Студия «Мельница», 2015 г. 7. Художественный фильм «Бессмертный гарнизон», режиссеры Захар Аграненко и Эдуард Тиссэ, киностудия «Мосфильм», 1956 г. 8. Документальный фильм «Калашников», режиссер Алексей Артемьев, студия «Концерн Калашников», 2013 г.