1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы видеомонтажа» относится к программам технической направленности и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021г.); 2. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ (с изм. и доп. от 03.07.2020 г.); 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. от 30 сентября 2020г). 5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573); 6. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26; 7. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16 (зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824) (с изм. от 02.12.2020г.); 8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»; 9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 10. Устав МАОУ «Белоярская СОШ №1». 11. Положение о деятельности центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» . Направленность программы – техническая. Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста и рассчитана на работу в кабинете Центра образования «Точка роста». Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр. Срок освоения программы – 3 месяца. Объем курса – 24 часа (2 раза в неделю по 1 часу). Отличительная особенность данной дополнительной программы заключается в предоставлении ученикам возможности личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является цифровой фильм. Каждый учащийся создаёт личностно-значимую для него образовательную продукцию-сначала простейшие слайды, затем их отдельные элементы и целостные фильмы. Освоение знаний и способов видеомонтажа осуществляется в ходе разработки учениками фильмов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Актуальность программы. Одна из задач современного образования-содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными технологиями и потоками - искать необходимую информацию, анализировать её, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать её для решения учебных и жизненных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми-одно из условий образовательной компетенции ученика. Цифровые технологии развиваются очень быстро. Десять лет назад мы и подумать не могли, что в каждой пятой семье будет персональный компьютер, а Интернет станет общедоступным. В области обработки видеоматериалов также много кардинально изменилось. Курс включает в себя практическое освоение техники создания цифрового видео. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору профессий, предусматривающих знания и умения в области видеомонтажа. Курс служит средством внутри профильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся 6-7 класса (12-14 лет). Срок реализации программы – 3 месяца. В качестве основных форм организации учебных занятий используется демонстрация – сообщение учителем новой учебной информации и компьютерный практикум - выполнение учащимися практических работ за компьютером. Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы. Режим занятий – занятия проводятся по 1 часу (30 минут) 2 раза в неделю. Количество часов на 3 месяца – 24 часа. Перечень форм обучения: на занятиях используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы (фронтальная беседа, работа за ПК индивидуально и попарно). Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: ● текущий - осуществляется деятельностью учащихся посредством наблюдения за в процессе занятий; ● промежуточный - творческие работы; ● итоговый - выступление с использованием видеофильма. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы: Цели программы: ● Знакомство обучающихся со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание; ● реализация коммуникативных, технических способностей учащихся в ходе создания видеороликов; ● знакомство с различными программами видеомонтажа; ● обучение основам работы в программе видеомонтажа Киностудия; ● создание собственных видеороликов по выбранной тематике; ● обучение обучающихся ориентированию и продуктивному действованию в информационном Интернет-пространстве. Задачи программы: ● показать возможности использований компьютера как инструмента практической деятельности человека; ● способствовать развитию творческого потенциала учащихся; ● продемонстрировать возможности использования и технологии работы с новыми устройствами; ● анализировать информацию и синтезировать новые идеи. 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план (24 часа) № 1 2 3 4 Наименование разделов и тем Общее количество часов Теория (ч) Практика (ч) 1 1 - Устный опрос 2 1 1 Практическое задание Добавление мультимедиа 3 1 2 Практическое задание Работа с времени 5 1 4 Практическое задание Вводное занятие. Знакомство программой “Киностудия”. с шкалой Формы аттестации и контроля 5 6 7 8 9 Работа с текстом Работа видеоэффектами добавление видеопереходов 2 1 1 Практическое задание с и 4 1 3 Практическое задание Сохранение готового видеоролика 1 0,5 0,5 Практическое задание Практические работы 2 0,5 1,5 Практическое задание 4 - 4 Творческое задание 24 7 17 Работа творческим проектом с Итого: Содержание учебного (тематического) плана 1 Вводное занятие 1 ч Правила работы в компьютерном классе, знакомство с видеоредакторами, основные этапы по созданию видео 2 Знакомство с программой “Киностудия” 2 ч Интерфейс программы, поиск файлов на компьютере, поиск файлов в Интернете. 3 Добавление мультимедиа 3 ч Что такое импорт? Добавление картинок, видеофайлов, музыкальных файлов. 4 Работа со шкалой времени 5 ч Как добавить картинку, фото на шкалу времени, как растянуть картинку на шкале времени, «урезание» музыки на шкале времени», ускорение музыки на шкале времени, эффект появления и затухания музыки, добавление и работа с видеофайлами на шкале времени, добавление несколько видео в фильм. 5 Работа с текстом 2 ч Применение названий и титров, добавление названия в начало фильма, название перед выбранным клипом, название на выбранном клипе, название после выбранного клипа, титры в конце фильма. 6 Работа с видеоэффектами и добавление видеопереходов 4 ч Как добавить видеоэффект и видео переход на шкалу времени. 7 Сохранение готового видеоролика 1 ч Форматы и сохранение готового проекта 8 Практические работы 2 ч Выполнение заданий 9 Работа с творческим проектом 4 ч Создание и защита творческого проекта. 1.4 Планируемые результаты Метапредметные результаты 1.Технологический компонент Регулятивные универсальные учебные действия: ● принимать и сохранять учебные цели и задачи; ● планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● оценивать правильность выполнения действия; ● освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; ● формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели; ● оценивание получающегося творческого продукта. Познавательные универсальные учебные действия: ● поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; ● использование средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: ● создание медиа сообщений, включающих текст, записанные и созданные изображения и звуки, видеоматериал; ● подготовка выступления. 2. Логико-алгоритмический компонент Регулятивные универсальные учебные действия: ● планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; ● поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Личностные результаты К личностным результатам освоения информационно-коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: ● уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; ● осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; ● начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. Предметные: ● отбор материала из сети Интернет; ● выбор соответствующей формы представления данного материала в видео-ролике; ● выбор способа создания видео-ролика; ● оформление слайдов текстом; ● добавление аудио и видеоматериала; ● осуществление переходов между слайдами; ● демонстрация готового видео-ролика различными способами. Требования к уровню освоения содержания дисциплины должны знать: ● правила техники безопасности; ● основные устройства ПК; ● правила работы за компьютером; ● виды информации и действия с ней; ● назначение и работу программы “Киностудия”; должны уметь: ● соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности; ● включить, выключить компьютер; ● работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы); ● свободно набирать информацию на русском и английском регистре; ● запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу. ● работать с программой “Киностудия”; ● уметь пользоваться различными браузерами. 2. Организационно-педагогические условия реализации программы 2.1 Материально-техническое обеспечение Аппаратные средства ● Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся ● Мультимедиапроектор ● Интерактивная доска ● Устройства вывода звуковой информации ( колонки) ● Устройства для ручного ввода текстовой информации манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь) ● Внешний накопитель информации (или флеш-память) Программные средства ● Операционная система. ● Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). ● Антивирусная программа. ● Программа-архиватор. и ● Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, программу для видеомонтажа. ● Программа-переводчик. ● Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). ● Браузер (входит в состав операционных систем или др.). 2.2 Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования – Вахрушева Мария Андреевна 2.3 Формы аттестации и контроля На занятиях используется такая форма контроля, как оценка и защита итогового проекта. Список литературы Литература основная и дополнительная для учителя 1. Розенталь Алан. Создание кино и видеофильмов, как увлекательный бизнес. - М.: Издательство «Триумф»; г. Жуковский: Издательство ЭРА, 2002 – 352 с. 2. Телевизионная журналистика: Учебник// Редколлегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский - М..-Издательство МГУ, Издательство «Высшая школа», 2002. -304 с. 3.Учебник по программе киностудия Windows Live [Электронный ресурс] Учебник по программе Киностудия Windows Live для Windows 10, 8, 7, Vista и XP. (kino-windows.ru). 4. Сорокина М.Б. «Видеомонтаж в программе Киностудия Windows Live». [Электронный ресурс]. – Пособие_Сорокина (ort.spb.ru). 5. Технология создания слайд-фильма в Киностудии Windows Live [Электронный ресурс] - Технология создания слайд-фильма в Киностудии Windows Live | Контент-платформа Pandia.ru Литература основная и дополнительная для учащихся 1. Корриган Дж. Компьютерная графика. — М.: ЭНТРОП. 1995. 2. Т. А. Подосенина.Искусство компьютерной графики для школьников , БХВ-Петербург,2004 г. 3. Учебник по программе киностудия Windows Live [Электронный ресурс] - Учебник по программе Киностудия Windows Live для Windows 10, 8, 7, Vista и XP. (kino-windows.ru). 4. Сорокина М.Б. «Видеомонтаж в программе Киностудия Windows Live». [Электронный ресурс]. – Пособие_Сорокина (ort.spb.ru). 5. Технология создания слайд-фильма в Киностудии Windows Live [Электронный ресурс] - Технология создания слайд-фильма в Киностудии Windows Live | Контент-платформа Pandia.ru.