1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мой
друг
-
компьютер»
относится
к
программам
социально-
педагогической направленности и составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
13.07.2021г.);
2. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»
от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ (с изм. и доп. от 03.07.2020 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р.
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. от 30
сентября 2020г).
5.
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№28
(зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);
6. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
2
основным
общеобразовательным
программам
для
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 №26;
7. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию
и
организации
работы
образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции
(COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
30.06.2020
№16
(зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824) (с изм. от
02.12.2020г.);
8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды
обитания»,
утвержденные
постановлением
Главного
государственного санитарного врача от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм»;
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
10. Устав МАОУ «Белоярская СОШ №1».
11. Положение о деятельности центра образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста»
3
Направленность программы
Дополнительная
общеразвивающая
программа
компьютер» является программой технической
«Мой
друг
-
направленности.
Программа разработана для обучающихся 2 – 3 классов и рассчитана на
ознакомительный уровень освоения. Вид программы профильный, состав
группы постоянный.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В принятой Министерством образования РФ «Концепции о
модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют
более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных
технологий в учебный процесс.
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь.
Использование новых информационных технологий требует хорошей
компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный
мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше.
Ребенок в современном информационном обществе должен уметь
работать на компьютере, находить нужную информацию в различных
информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете),
обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
В сегодняшних условиях педагоги могут помочь ребятам овладеть
компьютером и научить применять эти знания на практике.
Программа «Мой друг - компьютер» является хорошим стартом для
ознакомления учащихся младших классов с компьютерными технологиями.
Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний,
продолжении образования.
4
Адресат программы
Программа рассчитана на детей от 8 до 10 лет. Срок реализации
программы – 3 месяца. Программа является краткосрочной и построена с
учетом возрастных особенностей индивидуальных способностей детей. В
основе деятельности – принцип гармоничного сочетания компьютерного и
другого прикладного образования, а также комплекса творческих
мероприятий.
Программа предназначена для детей 2-3 классов.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена
ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет
свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают
игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать
интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при
восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его,
эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения
материала является демонстрация. На обучение по программе принимаются
все желающие.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических
часа (один час – 30 минут), с установленными перерывами.
Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на 3 месяца обучения. На реализацию курса
отводится 2 часа в неделю, т.е. 24 часа в год.
Основные формы занятий: очная, групповая и коллективная (игровая
деятельность).
Перечень форм обучения: на занятиях используется коллективная,
фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе
5
дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы
(фронтальная
беседа,
работа
за
ПК
индивидуально
и
попарно,
демонстрация презентации всей группе).
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: тестирование, беседы, викторины,
участие в мероприятиях - игра «Безопасный интернет», «Веселая
информатика», «Виды информации», «Юные информатики».
1.2 Цели и задачи общеобразовательной программы
Цель программы:
формирование базовых знаний при работе на компьютере и обучение
эффективному использованию компьютерной техники в учебной и
практической
деятельности,
развитие
творческого
потенциала
обучающихся.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
● развивать общеучебные и общекультурные навыки работы с
информацией
источниками
(формирование
умений
информации,
грамотно
правильно
пользоваться
организовать
информационный процесс);
● познакомить школьников с видами и основными свойствами
информации, научить их приемам организации информации и
планирования деятельности; дать школьникам представление о
современном
информационном
обществе,
информационной
безопасности личности и государства;
● сформировать умение использовать компьютер с соответствующим
программным обеспечением при решении задач, поиске и обработке
информации.
6
Развивающие задачи:
● развивать творческие и интеллектуальные способности детей,
используя знания компьютерных технологий;
● создавать обучающие мини-проекты.
Воспитательные задачи:
● воспитать критическое отношение к информации и избирательность
её восприятия;
● выделение и раскрытие роли информационных технологий и
компьютеров в развитии современного общества;
● уважение к информации о частной жизни и информационным
результатам других людей;
● осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с
жизненными ситуациями.
7
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план (24 часа)
№
Наименование
Общее
Теори
разделов и тем
количеств я (ч)
Практик Формы
а (ч)
о часов
1.
Аппаратное
аттестации и
контроля
и 9
3.5
5.5
1
-
Устный опрос
0.5
0.5
Тестирование
программное
обеспечение
компьютера
1.1 Вводное занятие. 1
Правила
поведения
в
компьютерном
классе,
правила
безопасности.
1.2 История
1
возникновения
компьютера.
Основные
компоненты
компьютера.
8
1.3 Знакомство
с 1
0.5
0.5
рабочим столом
1.4 Понятие
Практическая
работа
и 3
0.5
2.5
назначение
Практическая
работа
курсора.
Управление
мышью.
Клавиатура.
Работа
на
клавиатурном
тренажере.
1.5 Знакомство
с 1
0.5
0.5
программами
1.6 Создание
работа
и 2
0.5
сохранение
1.5
Практическая
работа
папок и файлов.
Копирование,
переименование,
перемещение
Практическая
и
9
удаление файла
(папки).
2.
Информационн
16
8.5
6.5
1
1
-
Устный опрос
2
1
1
Практическая
ая деятельность
человека.
Компьютерные
сети.
2.1 Основные
понятия
информации.
Действия
с
информацией.
2.2 Компьютерная
сеть интернет.
работа
Правила
безопасной
работы
в
сети
интернет.
10
2.3 Поиск
2
информации
1
1
и
Практическая
работа
поисковые
системы
2.4 Компьютерные
1
1
-
Тестирование
2.5 Сайты и форумы. 2
1
1
Практическая
вирусы.
Антивирусные
программы
работа
2.6 Электронная
1
0,5
0,5
почта.
работа
2.8 Копирование
информации
Практическая
2
1
1
из
Практическая
работа
сети.
2.9 Носители
1
1
информации
11
-
Устный опрос
2.1 Повторение,
2
1
1
Тестирование
2.1 Итоговое занятие 1
-
1
Тестирование
12
12
0
тестирование,
игры
1
Итого
24
Содержание учебного (тематического) плана
1.Аппаратное и программное обеспечение компьютера
Теория.
Вводное занятие. Правила поведения в компьютерном классе,
правила безопасности. История возникновения компьютера. Основные
компоненты компьютера. Знакомство с рабочим столом. Понятие и
назначение
курсора.
Управление
мышью.
Клавиатура.
Работа
на
клавиатурном тренажере. Знакомство с программами. Создание и
сохранение папок и файлов. Копирование, переименование, перемещение и
удаление файла (папки).
Практика.
История
возникновения
компьютера.
Основные
компоненты
компьютера. Знакомство с рабочим столом. Понятие и назначение курсора.
Управление мышью. Клавиатура. Работа на клавиатурном тренажере.
Знакомство с программами. Создание и сохранение папок и файлов.
Копирование, переименование, перемещение и удаление файла (папки).
12
2. Информационная деятельность человека. Компьютерные сети.
Теория.
Основные
понятия
информации.
Действия
с
информацией.
Компьютерная сеть интернет. Правила безопасной работы в сети интернет.
Поиск информации и поисковые системы. Компьютерные вирусы.
Антивирусные программы. Сайты и форумы. Электронная почта.
Копирование информации из сети. Носители информации. Повторение,
тестирование, игры.
Практика.
Компьютерная сеть интернет. Правила безопасной работы в сети
интернет. Поиск информации и поисковые системы. Сайты и форумы.
Электронная почта. Копирование информации из сети. Повторение,
тестирование, игры. Итоговое занятие.
1.4 Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
●
освоение способов решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях;
●
формирование умений ставить цель - создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные
эскизы в процессе работы;
●
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его
с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции
либо продукта, либо замысла.
13
Личностные результаты:
● К
личностным
результатам
освоения
информационно-
коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и
повседневной жизни можно отнести:
●
критическое отношение к информации и избирательность её
восприятия;
●
уважение к информации о частной жизни и информационным
результатам других людей;
●
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с
жизненными ситуациями;
●
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром
профессий,
связанных
с
информационно-коммуникационными
технологиями.
Предметные результаты:
●
использование
средств
информационно-коммуникационных
технологий для решения коммуникативных, познавательных и
творческих задач.
●
моделирование – преобразование объекта по его характеристике;
●
установление причинно-следственных связей;
●
построение логической цепочки рассуждений.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
должны знать:
●
правила техники безопасности;
●
основные устройства ПК;
●
правила работы за компьютером;
●
виды информации и действия с ней;
●
назначение и возможности графического редактора PAINT;
14
●
возможности текстового редактора WORD;
●
назначение и работу программы Power Point;
должны уметь:
●
соблюдать
требования
безопасности
труда
и
пожарной
безопасности;
●
включить, выключить компьютер;
●
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь,
дисководы);
●
свободно набирать информацию на русском и английском
регистре;
●
запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно
закрыть программу.
●
работать с программами Word, Paint, Power Point;
●
создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
●
работать в сети Интернет, находить нужную информацию;
●
пользоваться почтой;
●
составлять и защищать творческие мини-проекты.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 Материально-техническое обеспечение
●
ноутбуки,
●
компьютер,
●
цифровая панель.
2.2 Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования – Вахрушева Мария Андреевна
2.3 Формы аттестации и контроля
Сегодня, в условиях личностного ориентированного обучения, все чаще
происходят: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на
15
то, что знает и умеет по данной теме; перенос акцента с оценки на
самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под
которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая
его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На занятиях
в качестве портфолио выступает личная файловая папка, содержащая все
работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение
учебного года. На занятиях используется такая форма контроля, как оценка
и защита разработанных проектов, а также участие в конкурсах проектов.
Текущий
контроль
усвоения
материала
осуществляется
путем
устного/письменного опроса или практических заданий.
2.4 Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительно-иллюстративный,
деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
●
личностно-ориентированные;
●
коммуникативные;
●
информационно-коммуникационные;
●
здоровьесберегающие;
●
игровые.
Для проведения занятий используются презентации и видео-уроки:
http://festival.1september.ru/articles/598555/
http://pedsovet.su/load/15-1-0-2117
http://pedsovet.su/load/15-1-0-2117
16
http://zvonoknaurok.ru/load/didakticheskij_material_k_urokam/nachalnye_klass
y/80
http://zvonoknaurok.ru/load/didakticheskij_material_k_urokam/nachalnye_klass
y/80
17
Список литературы для педагога
1.
Н.В. Матвеева,Е.Н. Челак Информатика и ИКТ.- М: Бином. –
2.
Рабочие тетради в 2-х частях «Информатика и ИКТ». Н.В.
2009.
Матвеева,Е.Н. Челак. М.: Бином. – 2009.
3.
Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ» 4
класс. Н.В. Матвеева,Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: Бином, 2010.
Список литературы для детей
1. Амелицкий Н.Н. Забавная арифметика.-М.: Наука, 1992.
2. Духнякова В.Л., Мылова И.Б. Информатика в младших классах.
Л.:Институт усовершенствования учителей, 1992. 3. Синицина Е. Умные
слова. Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. —
М.: Лист, 1997.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.
Популярное пособие для детей и педагогов. — Ярославль: Академия
развития, 1997.
18