Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мой друг - компьютер»

1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мой

друг

-

компьютер»

относится

к

программам

социально-

педагогической направленности и составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
13.07.2021г.);
2. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»
от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ (с изм. и доп. от 03.07.2020 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р.
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. от 30
сентября 2020г).
5.

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного

врача

Российской

Федерации

от

28.09.2020

№28

(зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);
6. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
2

основным

общеобразовательным

программам

для

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 №26;
7. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,

содержанию

и

организации

работы

образовательных

организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции
(COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного

врача

Российской

Федерации

от

30.06.2020

№16

(зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824) (с изм. от
02.12.2020г.);
8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды

обитания»,

утвержденные

постановлением

Главного

государственного санитарного врача от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм»;
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
10. Устав МАОУ «Белоярская СОШ №1».
11. Положение о деятельности центра образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста»

3

Направленность программы
Дополнительная

общеразвивающая

программа

компьютер» является программой технической

«Мой

друг

-

направленности.

Программа разработана для обучающихся 2 – 3 классов и рассчитана на
ознакомительный уровень освоения. Вид программы профильный, состав
группы постоянный.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В принятой Министерством образования РФ «Концепции о
модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют
более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных
технологий в учебный процесс.
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь.
Использование новых информационных технологий требует хорошей
компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный
мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше.
Ребенок в современном информационном обществе должен уметь
работать на компьютере, находить нужную информацию в различных
информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете),
обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
В сегодняшних условиях педагоги могут помочь ребятам овладеть
компьютером и научить применять эти знания на практике.
Программа «Мой друг - компьютер» является хорошим стартом для
ознакомления учащихся младших классов с компьютерными технологиями.
Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний,
продолжении образования.

4

Адресат программы
Программа рассчитана на детей от 8 до 10 лет. Срок реализации
программы – 3 месяца. Программа является краткосрочной и построена с
учетом возрастных особенностей индивидуальных способностей детей. В
основе деятельности – принцип гармоничного сочетания компьютерного и
другого прикладного образования, а также комплекса творческих
мероприятий.
Программа предназначена для детей 2-3 классов.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена
ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет
свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают
игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать
интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при
восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его,
эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения
материала является демонстрация. На обучение по программе принимаются
все желающие.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических
часа (один час – 30 минут), с установленными перерывами.
Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на 3 месяца обучения. На реализацию курса
отводится 2 часа в неделю, т.е. 24 часа в год.
Основные формы занятий: очная, групповая и коллективная (игровая
деятельность).
Перечень форм обучения: на занятиях используется коллективная,
фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе
5

дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы
(фронтальная

беседа,

работа

за

ПК

индивидуально

и

попарно,

демонстрация презентации всей группе).
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: тестирование, беседы, викторины,
участие в мероприятиях - игра «Безопасный интернет», «Веселая
информатика», «Виды информации», «Юные информатики».
1.2 Цели и задачи общеобразовательной программы
Цель программы:
формирование базовых знаний при работе на компьютере и обучение
эффективному использованию компьютерной техники в учебной и
практической

деятельности,

развитие

творческого

потенциала

обучающихся.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
● развивать общеучебные и общекультурные навыки работы с
информацией
источниками

(формирование

умений

информации,

грамотно

правильно

пользоваться
организовать

информационный процесс);
● познакомить школьников с видами и основными свойствами
информации, научить их приемам организации информации и
планирования деятельности; дать школьникам представление о
современном

информационном

обществе,

информационной

безопасности личности и государства;
● сформировать умение использовать компьютер с соответствующим
программным обеспечением при решении задач, поиске и обработке
информации.
6

Развивающие задачи:
● развивать творческие и интеллектуальные способности детей,
используя знания компьютерных технологий;
● создавать обучающие мини-проекты.

Воспитательные задачи:
● воспитать критическое отношение к информации и избирательность
её восприятия;
● выделение и раскрытие роли информационных технологий и
компьютеров в развитии современного общества;
● уважение к информации о частной жизни и информационным
результатам других людей;
● осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с
жизненными ситуациями.

7

1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план (24 часа)

№

Наименование

Общее

Теори

разделов и тем

количеств я (ч)

Практик Формы
а (ч)

о часов

1.

Аппаратное

аттестации и
контроля

и 9

3.5

5.5

1

-

Устный опрос

0.5

0.5

Тестирование

программное
обеспечение
компьютера

1.1 Вводное занятие. 1
Правила
поведения

в

компьютерном
классе,

правила

безопасности.

1.2 История

1

возникновения
компьютера.
Основные
компоненты
компьютера.

8

1.3 Знакомство

с 1

0.5

0.5

рабочим столом

1.4 Понятие

Практическая
работа

и 3

0.5

2.5

назначение

Практическая
работа

курсора.
Управление
мышью.
Клавиатура.
Работа

на

клавиатурном
тренажере.

1.5 Знакомство

с 1

0.5

0.5

программами

1.6 Создание

работа

и 2

0.5

сохранение

1.5

Практическая
работа

папок и файлов.
Копирование,
переименование,
перемещение

Практическая

и

9

удаление файла
(папки).

2.

Информационн

16

8.5

6.5

1

1

-

Устный опрос

2

1

1

Практическая

ая деятельность
человека.
Компьютерные
сети.

2.1 Основные
понятия
информации.
Действия

с

информацией.

2.2 Компьютерная
сеть интернет.

работа

Правила
безопасной
работы

в

сети

интернет.

10

2.3 Поиск

2

информации

1

1

и

Практическая
работа

поисковые
системы

2.4 Компьютерные

1

1

-

Тестирование

2.5 Сайты и форумы. 2

1

1

Практическая

вирусы.
Антивирусные
программы

работа

2.6 Электронная

1

0,5

0,5

почта.

работа

2.8 Копирование
информации

Практическая

2

1

1

из

Практическая
работа

сети.

2.9 Носители

1

1

информации

11

-

Устный опрос

2.1 Повторение,

2

1

1

Тестирование

2.1 Итоговое занятие 1

-

1

Тестирование

12

12

0

тестирование,
игры

1

Итого

24

Содержание учебного (тематического) плана
1.Аппаратное и программное обеспечение компьютера
Теория.
Вводное занятие. Правила поведения в компьютерном классе,
правила безопасности. История возникновения компьютера. Основные
компоненты компьютера. Знакомство с рабочим столом. Понятие и
назначение

курсора.

Управление

мышью.

Клавиатура.

Работа

на

клавиатурном тренажере. Знакомство с программами. Создание и
сохранение папок и файлов. Копирование, переименование, перемещение и
удаление файла (папки).
Практика.
История

возникновения

компьютера.

Основные

компоненты

компьютера. Знакомство с рабочим столом. Понятие и назначение курсора.
Управление мышью. Клавиатура. Работа на клавиатурном тренажере.
Знакомство с программами. Создание и сохранение папок и файлов.
Копирование, переименование, перемещение и удаление файла (папки).
12

2. Информационная деятельность человека. Компьютерные сети.
Теория.
Основные

понятия

информации.

Действия

с

информацией.

Компьютерная сеть интернет. Правила безопасной работы в сети интернет.
Поиск информации и поисковые системы. Компьютерные вирусы.
Антивирусные программы. Сайты и форумы. Электронная почта.
Копирование информации из сети. Носители информации. Повторение,
тестирование, игры.
Практика.
Компьютерная сеть интернет. Правила безопасной работы в сети
интернет. Поиск информации и поисковые системы. Сайты и форумы.
Электронная почта. Копирование информации из сети. Повторение,
тестирование, игры. Итоговое занятие.

1.4 Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
●

освоение способов решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях;

●

формирование умений ставить цель - создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные
эскизы в процессе работы;

●

оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его
с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции
либо продукта, либо замысла.

13

Личностные результаты:
● К

личностным

результатам

освоения

информационно-

коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и
повседневной жизни можно отнести:
●

критическое отношение к информации и избирательность её
восприятия;

●

уважение к информации о частной жизни и информационным
результатам других людей;

●

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с
жизненными ситуациями;

●

начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром
профессий,

связанных

с

информационно-коммуникационными

технологиями.
Предметные результаты:
●

использование

средств

информационно-коммуникационных

технологий для решения коммуникативных, познавательных и
творческих задач.
●

моделирование – преобразование объекта по его характеристике;

●

установление причинно-следственных связей;

●

построение логической цепочки рассуждений.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
должны знать:
●

правила техники безопасности;

●

основные устройства ПК;

●

правила работы за компьютером;

●

виды информации и действия с ней;

●

назначение и возможности графического редактора PAINT;
14

●

возможности текстового редактора WORD;

●

назначение и работу программы Power Point;

должны уметь:
●

соблюдать

требования

безопасности

труда

и

пожарной

безопасности;
●

включить, выключить компьютер;

●

работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь,
дисководы);

●

свободно набирать информацию на русском и английском
регистре;

●

запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно
закрыть программу.

●

работать с программами Word, Paint, Power Point;

●

создавать презентацию, используя все возможности Power Point;

●

работать в сети Интернет, находить нужную информацию;

●

пользоваться почтой;

●

составлять и защищать творческие мини-проекты.

2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 Материально-техническое обеспечение
●

ноутбуки,

●

компьютер,

●

цифровая панель.

2.2 Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования – Вахрушева Мария Андреевна
2.3 Формы аттестации и контроля
Сегодня, в условиях личностного ориентированного обучения, все чаще
происходят: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на
15

то, что знает и умеет по данной теме; перенос акцента с оценки на
самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под
которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая
его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На занятиях
в качестве портфолио выступает личная файловая папка, содержащая все
работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение
учебного года. На занятиях используется такая форма контроля, как оценка
и защита разработанных проектов, а также участие в конкурсах проектов.
Текущий

контроль

усвоения

материала

осуществляется

путем

устного/письменного опроса или практических заданий.
2.4 Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный,
наглядный,

практический,

игровой,

объяснительно-иллюстративный,

деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
●

личностно-ориентированные;

●

коммуникативные;

●

информационно-коммуникационные;

●

здоровьесберегающие;

●

игровые.

Для проведения занятий используются презентации и видео-уроки:
http://festival.1september.ru/articles/598555/
http://pedsovet.su/load/15-1-0-2117
http://pedsovet.su/load/15-1-0-2117

16

http://zvonoknaurok.ru/load/didakticheskij_material_k_urokam/nachalnye_klass
y/80
http://zvonoknaurok.ru/load/didakticheskij_material_k_urokam/nachalnye_klass
y/80

17

Список литературы для педагога
1.

Н.В. Матвеева,Е.Н. Челак Информатика и ИКТ.- М: Бином. –

2.

Рабочие тетради в 2-х частях «Информатика и ИКТ». Н.В.

2009.

Матвеева,Е.Н. Челак. М.: Бином. – 2009.
3.

Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ» 4

класс. Н.В. Матвеева,Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: Бином, 2010.

Список литературы для детей
1. Амелицкий Н.Н. Забавная арифметика.-М.: Наука, 1992.
2. Духнякова В.Л., Мылова И.Б. Информатика в младших классах.
Л.:Институт усовершенствования учителей, 1992. 3. Синицина Е. Умные
слова. Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. —
М.: Лист, 1997.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.
Популярное пособие для детей и педагогов. — Ярославль: Академия
развития, 1997.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».